Несмотря на то, что в Украине юридически имеется действующий вариант государственного бюджета, де-факто страна живет в ожидании нескольких системных решений, от которых напрямую будет зависеть ситуация в экономике, – это сокращение государственной сметы на текущий год и выделение нашей стране кредитов международными организациями.
В Донецкой областной государственной администрации и областном совете на текущей неделе уже заговорили о необходимости в ближайшее время принять изменения в областной бюджет.
Финансовая распутица
В этом нет ничего удивительного, ведь, несмотря на наличие пока еще действующего варианта Госбюджета на 2014 год, большинство программ, заложенных в нем, находится в подвешенном состоянии, а некоторые правительство вообще решило отменить. Это сказывается и на местных бюджетах, которые к тому же, согласно решению Кабмина, вынуждены пребывать в условиях специального режима использования собственных средств, не имея возможности осуществлять какие-либо расходы до завершения расчетов по зарплате и за энергоносители. Учитывая напряженную ситуацию в регионах, «временный режим» бюджетов, с одной стороны, позволяет избежать возникновения задолженности по зарплате перед бюджетниками, но, с другой, – не дает возможности регионам четко определиться с планами на текущий год.
С учетом того, что государство планирует сократить расходы на 70 млрд. грн., всем без исключения важно понимать, как и за счет чего будет происходить такая масштабная экономия. Соответственно, секвестр бюджета должен быть одной из первоочередных задач правительства. На сегодняшний момент Минфин подготовил обширную программу сокращения расходов. Однако пока она лишена конкретики и не дает понимания механизма ее реализации.
Кроме того, открытым остается вопрос о методах стимулирования развития экономики. Речь о налоговой реформе или изменениях в разрешительной системе пока не идет. То ли она уже доведена до совершенства (что крайне сомнительно), то ли для этих вопросов еще не пришло время… Пока складывается впечатление, что весь состав правительства сконцентрировался на том, чтобы добиться выделения кредитов от МВФ, ЕС, США.
Реформа реформатора
Безусловно, без кредитной поддержки украинской экономики вряд ли удастся выстоять и избежать дефолта. Однако не менее очевидно, что без нового бюджета, уровень дефицита которого, собственно, и будет краеугольным камнем сотрудничества с МВФ, говорить о кредитах тоже не приходится. Тем более, что сам фонд в настоящий момент переживает непростые времена. Когда речь заходит об МВФ, необходимо понимать, что это далеко не монолитный финансовый институт. Его работа во многом зависит от позиции стран-доноров. При этом нынче все чаще звучит тезис о необходимости реформирования самого фонда. В частности, на этом настаивает Россия. Согласно заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, опубликованному на официальном сайте Минфина РФ, «в настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях».
Дело в том, что американцы тянут с наполнением своей квоты в МВФ. «Американские коллеги обещали приложить все усилия для одобрения решений Конгрессом (по наполнению своей квоты в МВФ) к апрелю», – добавляет российский министр.
Ожидалось, что Конгресс США ратифицирует пересмотр квот еще осенью 2013 года, однако этого не произошло. И не факт, что произойдет в апреле 2014-го.
Свое слово в принятии решений о работе фонда может сказать и Китай, имеющий уже 13-процентную долю в бюджете МВФ и соответствующий пакет голосов.
Фактически в краткосрочной перспективе деньги, которые МВФ может выделить в ближайшее время, могут быть российскими или китайскими.
Видимо, именно согласование масштабов экономии бюджетных средств со специалистами фонда на сегодняшний день является главным фактором, влияющим на содержание нового проекта Госбюджета на 2014 год, на основании которого потом свои сметы будут пересматривать и регионы.
Альтернативные источники
В ожидании кредитов МВФ наша страна не оставляет надежды на получение помощи и из других источников. Тему выделения нескольких миллиардов евро активно обсуждают в Евросоюзе. Там уже согласовали выделение финпомощи Киеву в размере 11 млрд. евро в течение шести лет. Предполагается, что 3 млрд. евро из этой суммы будет выделено напрямую из бюджета ЕС, первый транш Украина сможет получить уже на следующей неделе.
Оставшуюся часть средств Украина получит в рамках долгосрочных инвестпроектов, в том числе от Европейского банка реконструкции и развития, который предоставит кредиты на 5 млрд. евро. Впрочем, основным условием получения этой помощи остается подписание Украиной соглашения с МВФ. О своей готовности залатать наши бюджетные дыры а также заплатить за борьбу с коррупцией заявил и Всемирный банк. Там обозначили свою готовность до конца 2014 года предоставить Украине дополнительные 3 млрд. долларов, если украинское правительство нуждается в них для проведения реформ – восстановления макроэкономической стабильности, укрепления банковской системы, реформирования энергетического сектора и борьбы с коррупцией.
Наконец, еще 1 млрд. грн. в виде кредитных гарантий обещают выделить в США.
Однако пока дальше заявлений дело не идет. С одной стороны, западные кредиторы, очевидно, хотят понять, как Украина видит развитие собственной экономики в текущем и последующих годах (с учетом серьезно возрастающей долговой нагрузки), что снова возвращает нас к бюджету. Кроме того, видимо, остаются вопросы окончательной легитимизации действующей власти, которую признают западные партнеры. Однако оставляют недоброжелателям возможности для обоснованной критики. В части соответствия международным нормам порядка отстранения от должности президента без проведения импичмента или добровольной отставки.
Внешнюю финансовую помощь, как кредиты, так и гранты, необходимо использовать для того, чтобы восстановить экономический рост, отмечают участники рынка и наблюдатели. «Кредиты не спасают экономику. Экономику и государство могут спасти только реформы. Кредиты – только возможность купить время на тот период, пока реформы дадут эффект. Их все равно нужно будет возвращать», – говорит председатель Совета независимой ассоциации банков Украины, бывший министр экономики и экс-глава представительства Украины в ЕС Роман Шпек. Он также утверждает, что лучшей внешней помощью Украине были бы не кредиты, а инвестиции, но вкладывать деньги в Украину инвесторов могут убедить только настоящие реформы, если оставить в стороне частный случай политической нестабильности.
По расчетам Института экономики и прогнозирования, оптимальным и для экономики был бы вариант, когда благодаря внешней финансовой помощи правительству удалось бы стабилизировать курс гривны на уровне 9-9,5 грн./долл. при инфляции в 10%. Если же курс гривны будет снижаться и пересечет границу в 10 грн./долл., потери импортеров и бюджета перекроют возможные доходы экспортеров, не говоря уже о том, насколько подорожает обслуживание внешнего долга. Эксперты института также посчитали: чтобы при нынешних валютных резервах правительство могло поддержать курс гривны на уровне в 9-9,5 грн./долл., в нынешнем году Киеву нужно одолжить около 17 млрд. долларов. Но чтобы вернуть эти деньги, их надо обязательно пропустить через реальную экономику.
Леонид НИКОЛАЕНКО