Пока Украина ожидает «живые» деньги для поддержки экономики от западных партнеров, Европейский союз в одностороннем порядке выступил с инициативой временно отменить пошлины на продукцию украинских предприятий, поставляющуюся на европейские рынки. Кому и насколько это выгодно?
Евросоюз готов в одностороннем порядке отменить импортные пошлины на украинские товары. Это следует из заявлений президента Европейской комиссии (ЕК) Жозе Мануэль Баррозу, сделанных на текущей неделе. Европейцы предлагают не ждать вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС, договора о Зоне свободной торговли, как части этого соглашения, а уже заранее начать снижать или вообще отменять таможенные пошлины Евросоюза на товары, произведенные в Украине. Односторонний формат этих таможенных льгот должен облегчить нашим производителям вход на европейский рынок и в то же время позволит избежать обострения конкуренции с товарами из ЕС на внутреннем рынке. Односторонняя либерализация к тому же не станет поводом для дискриминации украинских компаний на рынках Таможенного союза, поскольку европейские товары, как и прежде, будут попадать на украинский рынок после уплаты пошлин. Хотя не исключено, что в ближайшее время и без Ассоциации с ЕС у Украины и России может возникнуть достаточно оснований для возобновления торговых войн.
Дата отмены пошлин пока не озвучена. Однако некоторые источники говорят, что вопрос может решиться в течение двух недель.
При этом сами представители ЕС сообщают, что экономический эффект от отмены пошлин для украинских товаров по итогам года может составить 500 млн. евро.
По словам экспертов, на сегодняшний день самые высокие пошлины на ввоз своей продукции в страны ЕС у компаний нашего агросектора. Причем, помимо пошлин, существуют также достаточно строгие квоты. Пошлины для легкой промышленности составляют в среднем 14,3%. Все остальные пошлины не составляют большого неудобства: по пищепрому – это 0,3%, химической отрасли — 0,7%, строительным материалам — на уровне 1%, машиностроению — 1,2%.
Сами же экспортеры достаточно сдержанно оценивают перспективу своей экономии и увеличения выручки. По их мнению, односторонняя отмена пошлин не окажет особенного влияния на рынок зерновых. С одной стороны, одна из главных составляющих нашего экспорта – кукуруза, и без того не облагалась пошлинами. Что касается пшеницы, то цена на украинское зерно может оказаться неконкурентоспособной на фоне мировых цен. Подсолнечник в Европу продавать невыгодно, единственное, что может увеличиться, — это экспорт подсолнечного масла, считают аграрии.
Кроме того, основная проблема экспорта из Украины в ЕС заключается не в пошлинах, а в том, что наши товары не соответствуют европейским стандартам качества. Это касается молока, мяса и других пищевых продуктов. Единственный продукт животноводческой сферы, который прошел сертификацию для реализации на рынках Европы, — это курятина. Но на нее как раз пошлины не будут отменены.
Согласно сообщению Еврокомиссии, в отношении продовольственных товаров ЕС готов предоставить преференции для 83,4% украинского экспорта, однако они не будут распространяться на крупы, свинину, говядину, мясо птицы и несколько дополнительных продуктов, для которых будут предоставлены беспошлинные тарифные квоты.
Комментируя «Жизни» перспективы сотрудничества украинских производителей с покупателями в ЕС в новом формате, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отметил, что поддержка, о которой заявили в ЕС, носит не столько экономический, сколько моральный характер. «Дело в том, что для большинства производителей европейский рынок так и останется закрытым. Основу нашего экспорта в ЕС составляет сырьевая продукция – чугун и сталь, кукуруза, ячмень, пшеница. Вот по сути и все, на чем незначительно отразится отмена пошлин. То же молоко в Германии стоит в два раза дешевле, чем в Украине, не говоря уже о соответствии нашей продукции европейским стандартам и регламентам. Собственно, о достаточно скромных перспективах данного шага говорит и озвученный европейцами прогноз по экономии на пошлинах для украинских товаров. 500 млн. евро – только звучит красиво. Если же учесть, что наш экспорт в Европу в прошлом году составил 18 млрд. евро, становится очевидно, что это далеко не те вливания, которые могут спасти экономику. Вот если бы мы могли предложить европейцам продукцию машиностроения, это бы положительно отразилось сразу на нескольких отраслях. Но наша техника и автомобили на их рынке неконкурентоспособны», – считает Александр Охрименко.
Что касается перспектив подписания самого соглашения об Ассоциации с ЕС, то эксперты отмечают, что у Украины остается все меньше времени. С конца апреля Европарламент уходит на каникулы, а потом на перевыборы. В такой ситуации проголосовать за договор Европарламент сможет лишь в конце года.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ