Аграрный вклад
Аграрии подвели итоги года, сконцентрировавшись на подготовке к новому урожаю. Однако за скобками сухих цифр статистики осталось много вопросов. Прокомментировать ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве, мы попросили советника президента Украины по вопросам АПК Виктора Слауту, прибывшего в Донецк на аграрную конференцию.
Виктор Андреевич, в текущем году Украине удалось собрать рекордный урожай зерна. Можно ли сказать, что завершившаяся страда была успешной для наших аграриев?
Я бы не спешил с такими выводами. Большой урожай – это, конечно, праздник, но порой со слезами на глазах. Ведь резкое падение цен во многих хозяйствах свело на нет хорошие результаты работы. Тем более что наши миллионы тонн хороши для статистики. А вот если учесть, насколько увеличились посевные площади под зерновые, и взять за точку отсчета урожайность, то картина получится совсем не такая радужная.
Над этим нужно работать, и позитивные изменения есть, хотя они идут и не такими темпами, как хотелось бы.
Ведь, по большому счету, основные проблемы в сельском хозяйстве остаются прежними. Это дефицит оборотных средств, несбалансированная государственная политика в отношении сельхозпроизводителей и, как результат, отсутствие развития на селе. А именно отсутствие инфраструктуры воды, газа, социальных объектов, дорог наконец свидетельствует о реальном положении дел в аграрном секторе.
Государство со своей стороны, конечно, принимает определенные меры, однако состояние бюджета, отягощенного внешними займами и прочими расходами, не позволяет достигать максимальной эффективности. Вот сейчас компенсируется часть процентных ставок по кредитам – это правильное начинание, ведь хозяйствам нужны оборотные средства, однако не всегда выделяемых средств достаточно. С другой стороны, банки не готовы идти на более гибкую кредитную политику в работе с аграриями. А вот введение квот на импорт зерна, на мой взгляд, было ошибкой. Почему мы используем один и тот же инструмент, и когда у нас неурожай и когда собираем рекордные объемы? Я по возможности обращаю внимание президента на наиболее острые моменты, и он принимает решения, но он крайне загружен внешними делами и не может все время быть сконцентрирован на проблемах аграриев. В то же время мы работаем и с Министерством аграрной политики, готовятся нужные документы, но, как я уже говорил, не всегда удается получить необходимое финансирование. Пока недостаточно эффективно срабатывает механизм государственного регулирования за счет создания стратегических резервов. Это позволило бы, с одной стороны, не допускать резкого падения цен. Например, если закупить молоко и переработать его в масло, то и животноводство не страдало бы от резкого спада цен в один период, и население не сталкивалось бы с резким подорожанием впоследствии. Вот один из примеров. Эти механизмы могут реально работать при наличии финансирования и своевременного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке.
Есть ли перспективы у аграрного комплекса с учетом нынешних сложностей?
Безусловно. Прежде всего – это инвестиции. Частный бизнес уже давно их увидел и продолжает активно наращивать сельхозпроизводство. Стоит отметить, что свой вклад внесло и государство. В свое время государственные дотации способствовали тому, что производство мяса птицы в Украине, упавшее до критических объемов, сначала стабилизировалось, а теперь уже не вызывает опасений. Были спасены птицефабрики, а бизнес, сделавший ставку на эту отрасль, уже выходит на мировые рынки капитала. Здесь важно своевременно менять приоритеты. Теперь важно направить господдержку на увеличение поголовья крупного рогатого скота, продолжающее сокращаться год за годом, проведение мелиорации земель, развитие овощеводства и садоводства.
Я всегда утверждал и буду утверждать, что Украина будет прирастать за счет аграрного сектора. Ведь селяне не нахлебники. Если в 2004 году их вклад в бюджет составлял 16 млрд. грн. (вместе с перерабатывающей промышленностью), то сейчас эта цифра достигает 47 млрд. грн. Задача же власти, как я говорил, будучи министром, вице-премьером, а теперь советником Виктора Януковича, сформировать четкую и понятную программу развития сектора хотя бы на пять лет. Чтобы всем были понятны правила игры и можно было выстраивать свою работу, планировать посевные площади, приобретение техники, развитие инфраструктуры и так далее. Потому что любые метания из стороны в сторону губительны для сельского хозяйства.
Как вы оцениваете перспективы земельной реформы, инициированной президентом?
На мой взгляд, президент сделал то, о чем полтора десятка лет все предпочитали только говорить. Он занял жесткую позицию и заставил чиновников работать. За какой-то год была проработана масса документов, изучен опыт десятков других стран и сделаны первые шаги для подготовки реформы. Сейчас 27,7 млн. га из 33 млн. га пашни принадлежат 7 млн. человек. Однако реально ими никто распоряжаться не может. Долгие годы фермеры, что называется, «душили» власть: «Когда земля станет товаром?». Многие политики на этом пытались делать себе карьеру. Теперь же они кричат, что землю продавать нельзя. Естественно, что к конечному варианту создания рынка земли стоит подходить взвешенно. Ведь это рынок объемом в 400 млрд. грн. В настоящее время основные сложности, которые могут возникнуть с продажей земли, учтены. Это и противодействие скупке ее иностранным капиталом, и концентрация земли у крупного бизнеса, и, конечно же, сохранение действующих договорных отношений между арендаторами и пайщиками.
Однако остается еще масса организационных моментов, таких как недостаток квалифицированных кадров, к примеру, тех же землеустроителей, коррупция в земельных вопросах, материально-техническая база, наконец, необходимо закончить размежевание земель, выдать акты, ведь у нас до сих пор на один участок бывает по три акта! Так что за следующий год необходимо урегулировать эти проблемы, чтобы к 2013-му подойти уже с максимальной готовностью.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ