Почему меры НБУ не могут сработать?
Двадцать третьего февраля глава НБУ Валерия Гонтарева, заявила, что НБУ вводит ряд новых административных мер, которые очередной раз должны укрепить гривну. Однако этого не произошло. Почему? Потому что ничего, кроме валютных интервенций в принципе уже не может укрепить гривну.
Ограничения не помогут
Ограничения на валютном рынке ни к чему хорошему уже не приведут. Когда доллар стоил 10–12 гривен, ЗВР Украины были относительно полны, а МВФ обещал дать Украине огромный кредит, курс в 12 гривен за доллар еще считался адекватным. Однако теперь, когда нет никаких предпосылок для стабилизации в экономике Украины, на рынке царит паника — валюту скупают за любую цену. И в этот момент НБУ официально заявляет, что ситуация с гривной, если не ввести административные меры, которые в принципе работать не могут, только ухудшится. Вот и получается, что участникам рынка был дан сигнал о том, что гривна будет девальвироваться дальше, в то время как ограничения не работают, потому что большая часть валютных операций осуществляется не совсем официально.
Попытка «закрыть» черный рынок привела к его процветанию. Двадцать четвертого февраля на черном рынке доллар продавали по 36–38 гривен, в то время как НБУ установил курс 28.29 гривен за доллар. Разница колоссальная. В Украине вновь появилось два курса: «липовый» от НБУ и настоящий, по которому в действительности можно приобрести доллар. Большинство операций с валютой осуществляется на черном рынке. Кроме того, те ограничения, которые вводит НБУ, отпугивают экспортеров, которые вместо того, чтобы ввозить валюту в Украину, выводят свою выручку в офшоры. К чему это приводит? К тому, что валюты в Украине становится меньше. А раз валюты в Украине становится меньше, то и курс гривны падает.
Почему НБУ не предпринимает реальных мер для остановки девальвации?
Предпринятые меры, скорее всего, служат только для того, чтобы показать, что НБУ что-то делает для остановки девальвации гривны. В реальности у НБУ нет приемлемых мер для успокоения ситуации на валютном рынке, кроме перехода к валютным интервенциям. Однако валютные интервенции невозможны — в золотовалютных резервах пусто, да и МФВ кредит точно не даст, если Украина вновь начнет завышать стоимость своей валюты.
Получается, никаких рычагов влияния на курс гривны у НБУ нет? Они есть. Но они чересчур депрессивные для банковской системы. Можно полностью закрыть валютный рынок, принудительно заставив всех валютчиков проводить операции через НБУ. Однако это приведет к скорому краху сей банковской системы. Только за стабильный январь счета украинских банков "похудели" на 2% в гривне и на 3% в валюте. Что же будет в феврале, побившем все рекорды по девальвации гривны? Население массово забирает все деньги из банков, боясь их закрытия, в то время как правительство выделяет из своих мизерных золотовалютных резервов деньги на рефинансирование, которое, вопреки словам майдановцев, спасает украинский банковский сектор от полного краха. Мы ведь и без того ежедневно читаем о банкротстве какого-нибудь банка. Если же закрыть все валютные аукционы, то банки начнут рушиться десятками и через месяц банковской системы Украины, а вместе с ней и всей Украины, не будет.
Что будет дальше?
Трудно сказать как будет развиваться ситуация дальше. Столь быстрой девальвации, когда всего за месяц гривна упала в 2 раза, в то время как в годовом выражении майданные власти привели национальную валюту к 4.5-разовой девальвации, не ожидал вообще никто. Да, то, что гривна скатится за 25 — вполне предсказуемо, как и то, что в перспективе доллар будет стоить чуть больше 30 гривен. Однако 36–38 гривен за доллар — это многовато. И, видимо, раз девальвация ускорилась столь сильно, то дефолт уже совсем близко. Состояние экономики, по всей видимости, намного хуже, чем мы себе представляем. Поэтому трудно давать прогнозы относительно конкретных чисел, но то, что меры НБУ неэффективны, а сам НБУ почти полностью отстранился от поддержки гривны, можно констатировать с уверенностью. В то же время политика НБУ вызывает опасения не только у нас с вами, но и у бизнеса, который старается «слить» гривневую макулатуру, приобретя доллары по любой цене, что однозначно не приведет к тому, что гривна укрепится в ближайшее время. Стабилизации на нынешнем уровне может способствовать только получение кредита от МФВ. Однако стабилизация будет недолгой, да и большая часть кредита пойдет в счет оплаты за газ, уголь и другой критически важный импорт. Поэтому то, что гривна будет падать дальше, не вызывает никаких сомнений.
По материалам: Don-Ua