В среду, 3 февраля, министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус заявил об уходе в отставку. Причины ухода и, главное, конкретное имя источника «палок в колёса», названные министром, — пожалуй, тема для отдельной статьи. В любом случае мы можем констатировать, что член правительства дополнительно спутал карты в и без того сложнейшем пасьянсе — переформатировании Кабмина.
«Новый Кабмин». А новый ли?
Всерьёз разговоры об отставке правительства начали звучать в ноябре-декабре 2015 года, в канун запланированного отчёта правительства (которого де-юре не было). Зимние каникулы не только не погасили страсти, но и дали новые силы оппонентам Арсения Яценюка. На сегодняшний день «перезапуск» правительства выглядит уже вопросом решённым. Правда, как именно и с какими действующими лицами это произойдёт, не может сказать пока никто.
Сразу же отметим, что словосочетания «новый Кабмин» и «Кабмин Яценюка» могут снова означать одно и то же. Несмотря на шквал критики и нулевые рейтинги, позиции Яценюка достаточно прочны. Ему на руку и симпатии Запада, и влияние второй по величине парламентской фракции «Народного фронта», и лобби олигархов. Причём если связь с Ринатом Ахметовым ему только «приписывают», то Игорь Коломойский о нём тепло отзывается публично.
Возможных преемников называли неоднократно: одесский губернатор Михаил Саакашвили, министр финансов Наталья Яресько, спикер Владимир Гройсман… В свете конфликтов внутри коалиции появились слухи о кандидатурах от «Самопомощи» и «Батькивщины» — Андрее Садовом и Юлии Тимошенко. Но, учитывая сказанное выше, слух о том или ином претенденте действительно не более, чем слух.
Министерская «бронь»
До заявления Абромавичуса можно было бы назвать министров-варягов главными претендентами на сохранение мест в новом Кабмине, ведь их назначение явно было согласовано в условном «госдепе». Но несмотря на кулуарные договорённости с Западом, каждая такая отставка бьёт по имиджу страны и авторитету нынешних первых лиц. Однако жест литовского легионера не должен сбить нас с толку: он вполне может вернуться в правительство при новом гарантированном карт-бланше от президента…
Об остальных кадровых перестановках мы можем судить по косвенным признакам — заявлениям политиков, а также по персоналиям, которые были утверждены фракцией БПП-«Солидарность» 1 февраля на закрытом совещании (и тут же попали в Сеть благодаря «нардепам-журналистам» Сергею Лещенко и Мустафе Найему). Наиболее крепкие позиции на данный момент совсем не у главы Кабмина и даже не у министров-иностранцев, а у протеже президента. Всё указывает на то, что нетронутыми останутся, например, глава НБУ Валерия Гонтарева и министр энергетики и топливной промышленности Владимир Демчишин. А ведь оба, как и премьер-министр, подвергаются жесточайшей критике.
Судя по опубликованному списку кандидатов в члены Кабмина от БПП, наиболее вероятны замены министров здравоохранения, экологии, аграрной промышленности, инфраструктуры, культуры и образования, а также первого вице-премьер-министра. Но и тут кресло креслу рознь. На пост первого вице-премьера претендует Виталий Ковальчук, замглавы Администрации президента и «серый кардинал» сначала партии «УДАР», а теперь БПП. Очевидно, он решил пойти в политику (с прицелом и на премьерское кресло). И так же очевидно, что его продвижение будет принципиальным вопросом для президентской политсилы. То же самое можно сказать и о претенденте на пост министра экологии и природных ресурсов. БПП считает, что им может стать Глеб Загорий, чья семья владеет фармацевтическим гигантом «Дарница» и не покидает рейтинги самых богатых украинцев.
Много шансов возглавить Министерство культуры у Евгения Нищука. Но дело тут уже не в деньгах и влиянии, а в репутации претендента: его, едва ли не единственного из «списка БПП», позитивно восприняла патриотически настроенная общественность.
Меняю Авакова на Гончаренко
Остальные кандидатуры «Солидарности» ещё станут предметом торга. Некоторые из них, по мнению политологов, изначально были заявлены для «размена». Больше всего в этом контексте кивают на Алексея Гончаренко в качестве кандидата на главу МОЗ. «Слишком молод», — сетуют одни, «Без образования», — подхватывают другие, «Был в ПР», — напоминают третьи. Спланированно или нет, но своеобразную роль сыграло одно только упоминание Гончаренко: никто не обсуждает Ковальчука и Загория — все придумывают «остроумные» комментарии.
К слову, о «разменах». В новом Кабмине команда Яценюка может остаться если не без поста министра внутренних дел, то без Арсена Авакова на этом посту, — в качестве компенсации за премьерство Арсения Петровича или вообще за пребывание в коалиции и правительстве. Нельзя сказать, что МВД подвергалось какой-то особой критике (в отличие от той же прокуратуры и генпрокурора Шокина), но лично к его главе накопились претензии: и по итогам метания стакана, и по свежим расследованиям о его бизнесе…
Показательно, что, говоря о коалиционном правительстве, мы почти не упоминаем «Самопомощь» и «Батькивщину». Ещё важнее, что БПП-«Солидарность» прописала своих в Министерство экологии и Министерство АПК, которые ранее были отданы «по квотам» именно «Батькивщине» и «Самопомощи» соответственно. Президентская политсила даёт понять, что без эти двух партий обойдутся и в правительстве, и в парламенте. Тем более желающих прийти на замену достаточно: и из «Воли народа», полностью лояльной к президенту, и из «Возрождения», и из внефракционных депутатов.
Выходит, что даже в крайне неблагоприятных условиях президент и его рать могут расширить своё влияние, сформировав правительство из ставленников БПП и «Народного фронта», а также «наёмных менеджеров», стоящих формально вне политики. Другой вопрос, сколько такой Кабмин продержится, оппонируя уже не только «Оппозиционному блоку», внепарламентским «Свободе» и «УКРОПу», но и «партиям Майдана» в Верховной Раде.
zavarnik