Похоже, будущее — за специалистами, готовыми работать на удалённом доступе. Свободолюбивые профи земного шара, число которых исчисляется уже миллионами, только на одной платформе Upwork зарабатывают более $1 трлн в год. Но что особенно интересно: четверть фрилансерских денег мира зарабатываем мы, украинцы…
На удалении от начальства
Времена тотального «с 9.00 до 18.00» постепенно уходят в историю. В анкетах на сайтах трудоустройства всё чаще мелькает пометочка «удалённая работа». В Украине уже более 20 % фирм практикуют дистанционную занятость, 15 % — частичную. Полупустые офисы активно используют города-миллионники, но и в городах с населением до 500 тысяч треть работодателей опираются в своих проектах на 50 % реальных сотрудников и столько же — виртуальных. Есть компании, где весь коллектив «держат на дистанции». А вот предприятия в провинции менее продвинуты и наймом фрилансеров почти не увлекаются.
Удалённое трудоустройство — вопрос взаимного доверия. Некоторые по старинке думают, что если маячить за спиной сотрудника, он справится лучше. Но любой, кому доводилось стоять над душой дизайнера в часы дедлайна, понимает, что это далеко не так. Скоро даже консерваторы поймут, что можно платить меньше, а результат получать качественнее. И офисы опустеют до физического минимума. Или нет?
Смелее других перешли на дистанционных работников украинская торговля и ресторанный бизнес, за ними — IT и телекоммуникации. В то же время из числа промышленников фрилансеров попробовали нанимать только 20 %. Но к 2017 году количество предприятий, готовых к этому, в Украине может дорасти до 35 %.
Бухгалтер, сотрудник отдела финансов — портрет фрилансера в малом бизнесе. Удалённые функционалы среднего бизнеса — IT-шники, программисты, менеджеры по продажам, рекрутеры. В близком нам издательском деле — это авторы и иллюстраторы книг, дизайнеры и хоть весь штат журналистов. Собственно, те, чья зарплата привязана не к отсидке, а к результату. Возраст украинского фрилансера — от 25 до 45 лет; его отличают самостоятельность и хорошее образование (опыт). Фрилансеры часто ухитряются получать на 5 % больше, чем их «стационарные» коллеги.
Кто почём?
Увы, трудоустройство «удалённое» не всегда означает официальное, и это пока присутствует в наших реалиях. Иные условия и преимущества являет собой опция «фриланс за рубежом». Украина — самый лакомый рынок Евразии для поиска талантливых фрилансеров. Топ востребованности — веб-дизайн, разработка мобильных приложений, создание программного обеспечения. Ежегодно в эту сферу приходят со студенческой скамьи 16 тысяч человек. Кузница кадров не остывает, и дело не только в хорошей теоретической базе, которую получают наши специалисты: слава украинских инженеров, показавших себя в великом множестве мировых достижений, идёт впереди паровоза. По часовым поясам, да и культурно мы с Западом близки, а это тоже преимущество перед претендентом из Азии. Но наших нанимают и США с Канадой, и Австралия, и Эмираты…
На той же Upwork зарегистрированы 123 тысячи украинцев. В год их число растёт на хорошую треть. Самые востребованные навыки — владение PHP, javascript, HTML5, знание Android и IOS; самые ценные специалисты — разработчики пользовательских интерфейсов. Причём клиенты на платформу заходят разные, не только крупные, но и перспективные новички. Средняя зарплата украинского «удалёнщика» — $20–30 в час, и именно их чаще других в мире нанимают почасово, поскольку именно наши люди славятся увлечённостью и ответственностью!
По статье экспорта
Грубая правда жизни: фриланс составляет хорошую долю в украинском экспорте услуг. Чиновники Минэкономразвития спят и видят поднажать — и увеличить этот экспорт с 17 % до как минимум 22 % в общем вале! И ручеёк валюты через руки смирно вкалывающих домоседов потечёт в большое украинское ведро валютных резервов. Тут самое время упростить систему получения денег и ужесточить контроль за валютными поступлениями от фриланс-общества.
Нацбанк опубликовал разьясниловку в отношении валютного контроля «экспорта услуг через интернет» и даже сделал какие-то шаги к самым популярным местным банкам и налоговой — для принятия единой легальной схемы существования «дистанционщиков». Но, судя по недовольному ропоту украинских фрилансеров в сетях, новшества пока прижились не сильно.
Всё было бы проще, если бы этот наш потенциал оставался дома! Тем более что сфера программирования продолжает задыхаться от недостатка толковых кадров. Так чего же всё-таки хочет украинский топовый фрилансер от национального работодателя? Кроме денег, в разы меньших, чем ему предложили бы за границей?
Памятка нанимателя
Предложение должно начинаться с гибкости — именно её почти 85 % опрошенных фрилансеров поставили во главу угла при рассмотрении вакансии. Далее — нужен интересный проект и доход, кстати, выше офисного.
Советы нанимателю: честно укажите объём работ и описание ожидаемых результатов, оговаривайте требования к техническим навыкам. Ещё до разработки продукта продумайте его описание, попросите в этом смысле помощи у технического специалиста. Откройте карты — разработчики хотят видеть вашу статистику найма, если таковая есть. Удостоверьтесь в том, что потянете ставку того легионера, которого присмотрели. Хорошо оформленные вакансии «находят героя» в течение суток. Если не сработало — обновите и попробуйте закинуть вакансию повторно недели через две.
Смело интересуйтесь репутацией «клюнувших». Хороший фрилансер с удовольствием собирает о себе отзывы. Новый формат работы будет, безусловно, интересен обеим сторонам, но выгоден именно работодателю. Ведь помимо невыносимой лёгкости бытия, которую дарит не обременяющее лишним формализмом общение, — это экономия.
Вслушайтесь в эту математику: около 10 млрд грн ежегодной экономии получит украинский бизнес, если переведёт на удалённую работу хотя бы четверть своих сотрудников! Благо современные телекоммуникации позволяют сделать это повсеместно.
Zavarnik