Немногие помнят, что почти 3 года роста благосостояния украинцев пришлись на президентство Виктора Ющенко. В 2005–2008-м минимальные пенсии выросли в 10 раз, пособия на рождение ребёнка — в 36 раз, стабилизировались выплаты бюджетникам. Таким образом, количество денег на руках у рядовых граждан увеличивалось за счёт отчислений из бюджета. Рост цен, конечно, был, но заработки не отставали…
Деньги. Дёшево
В то же время активизировались банковские структуры, принявшиеся по примеру остального мира массово выдавать кредиты: на развитие бизнеса, на ипотеку, на автомобили, на мелкие траты. Оборотные средства давались украинским банкам легко. Если сейчас они привлекают депозиты от украинцев, а затем выводят деньги через иностранные структуры, то в 2005–2008-м всё было наоборот. Отечественные финучреждения брали у своих западных коллег относительно дешёвые (под 3 % или 5 % годовых) кредиты, которые потом «дробились» и выдавались частным заёмщикам внутри страны. Естественно, под более высокие проценты.
Гривнёвые депозиты не особенно интересовали банкиров, так как наличность выгоднее было получать за рубежом. Фактически это была откровенная спекуляция, которая, впрочем, всех устраивала. До поры до времени. Займы наши финансисты получали, естественно, в валюте. В валюте же брали кредиты и рядовые украинцы. В тот период это выглядело неплохой идеей: на фоне относительно стабильной жизни брать деньги в долг под проценты меньшие, чем для гривнёвых кредитов. Валютные заимствования тех времён до сих пор отдаются гулким эхом: «валютные майданы» устраивают не только те, кто брал «по 8», а отдавать вынужден «по 25», но и те, кто брал ещё «по 5».
Виктор Ющенко, пришедший в политику из банковской сферы, а точнее — зашедшие при нём во власть финансисты сумели создать для «президентской» отрасли — банковского дела — комфортные условия работы.
И, как в замкнутом круге, активное кредитование населения привлекло на рынок банковских услуг новых игроков. За 3 года появились 16 новых украинских банков и зашли около полусотни банков с иностранным капиталом. Высокая конкуренция снижала ставки, требования к заёмщикам. Деньги могли получить почти все и почти на всё. По прошествии нескольких лет «почти все» вынуждены были отдавать «почти всё»: квартиры, машины, технику, оборудование для бизнеса…
Высокий рост среднего класса
Доступность дополнительных средств оживила торговлю внутри страны. За 3 года внутренний товарооборот вырос в 2,5 раза. Втрое выросли продажи бытовой техники, в 5 раз — продажи автомобилей.
Тревогу должен был вызвать тот факт, что украинцы, как правило, платили за иностранные товары иностранными же деньгами. То есть в этих сделках украинскими были только долги, проценты, кредиторы и впоследствии должники. А выгодополучатели находились за пределами нашей страны.
Конечно, от общего бума закупок перепадала прибыль и украинскому предпринимателю. Он также получил доступ к кредитным средствам, жизненно необходимым для быстрого роста и развития бизнеса. Поэтому на «трёхлетку» Ющенко приходится количественный рост среднего класса. В 2005-м к нему причисляли примерно 30 % украинцев, в 2008-м — 40 %. Грянувший затем экономический кризис изрядно потрепал и эту категорию граждан. Однако большинство из них успели встать на ноги, окрепнуть, перетерпеть бурю — и теперь остаются одним из главных двигателей реформ в стране.
Ипотечное кредитование также привело к строительному буму в Украине. Девелоперский бизнес подстёгивало осознание того, что практически любая названная цена недвижимости будет принята рынком, на каждый товар найдётся купец. Результат не заставил себя долго ждать: за 3 года стоимость квадратного метра выросла на 600 %, то есть в 7 раз! Даже при самых неблагоприятных условиях застройщик мог рассчитывать на 300 % рентабельности.
Как и в банковской сфере, высокая доходность привлекала всё новых и новых инвесторов, в том числе из-за рубежа. В целом в те годы втрое выросли капитальные инвестиции, в полтора раза — прямые иностранные инвестиции: в 2008-м они составляли $11 млрд, f в 2014-м — всего $410 млн…
Кейнс бы плакал
В 2005–2008 годах в Украине были реализованы заветы кейнсианства. Британский экономист Джон Кейнс предлагал давать экономике страны быстрый старт за счёт большого количества дешёвых денежных средств. Гражданин, получивший эти деньги, начинает их беззаботно тратить: на товары, услуги, образование, предметы роскоши, жильё. Резко возросший спрос провоцирует появление новых предприятий, развитие существующего бизнеса и т. д. Будто ниоткуда возникает реальный сектор экономики.
Вместе с дешёвыми кредитами чётко по Кейнсу действовало государство, щедро снабжая льготами и дотациями самые различные отрасли экономики (что происходит и сейчас, но «почему-то» без должного эффекта).
В 2008 году объём выданных кредитов практически сравнялось с объёмом ВВП. Показатель стабильной, обеспеченной страны: не страшно брать и давать в долг, есть оборотные средства для бизнеса… В развитых странах в кредитах может находиться и два ВВП. Но кризис в таких условиях становится катастрофой: все друг у друга требуют расчётов по долгам, а денег попросту нет.
Ещё хуже, когда после «потребительского угара» выясняется, что никакой реальной экономики на фундаменте дешёвых денег в общем-то создано не было. Следуя примеру банкиров, многие бизнесмены предпочитали быстро спекулировать, чем медленно развиваться. И за эту оплошность страна была жестоко наказана…
Вспоминается широко известный в узких кругах «экономический» анекдот: плывут Карл Маркс и Адам Смит в лодке; Карл Маркс падает в воду… Кто его толкнул? Невидимая рука рынка!..
Zavarnik