Одна из заявленных задач Кабмина на ближайшие полгода — реформировать систему налогообложения и реструктуризировать ГФС вместе с таможней. Что хотят поменять и насколько реальны эти намерения?
Там подправим, там добавим…
Одна из первоочередных задач, которую наметил себе Кабмин Гройсмана, — провести очередную «окончательную» налоговую реформу и перезапустить ГФС на новые задачи. В частности, планируется серьёзно прошерстить налоговое законодательство. В первую очередь реформаторы намерены устранить выявленные косяки и прочие трудности в системе администрирования и возмещения НДС. Очевидно, таки будет реализована идея электронного кабинета налогоплательщика. Его внедрение должно свести к минимуму контакты бизнеса с фискалами и минимизировать коррупционные риски.
Также запланирована гармонизация ЕСВ и НДФЛ с возможностью подачи по ним единой отчётности и уплаты одной суммой. Задекларированы новшества по акцизам с энергопродукции: теперь газ и уголь хотят объявить подакцизными товарами.
Вполне вероятно появление одноуровневой системы административного обжалования налогоплательщиками налоговых обязательств и процедуры медиации при рассмотрении жалоб. Также Кабмин намерен усилить контроль за трансфертным ценообразованием.
На первый взгляд, всё перечисленное действительно смахивает на реформу, но на самом деле таковой не является. Это скорее похоже на устранение недостатков предыдущей реформы, принятой впопыхах, несмотря на множество экспертных оценок и баталий вокруг вариантов налоговых новшеств. Мало того, правительство намерено приступить к разработке поправок лишь в III квартале текущего года. Исходя из предыдущего опыта, их могут пропихивать в авральном порядке в канун Нового года или вообще после зимних каникул, а то и отложат на неопределённое время.
Самое печальное, что в предложенной правительством «квазиреформе» опять присутствуют громкие декларации о прозрачности и упрощении администрирования налогообложения, но отсутствуют реальные механизмы снижения налогового давления на бизнес, непонятна судьба «упрощёнки» и спецрежима для АПК. Эти болезненные для бизнеса вопросы чиновники почему-то обходят стороной, пытаясь преподнести обычную законотворческую «косметику» как фундаментальное изменение системы.
ГФС: попытка №…
Не менее претенциозно выглядит и идея очередной «перестройки» ГФС. И вроде бы намерения вполне логичны, ведь ведомство давно нуждается в реформе и очищении от взяточников и «крышевателей».
Ключевой задачей для правительства является сокращение численности службы почти на 30 %. Оставшихся сотрудников подвергнут тотальной проверке и переаттестации. В первую очередь возьмутся за центральный аппарат, офисы по работе с крупными плательщиками и областное начальство.
Отдельно будет рассмотрен вопрос объединения IT-систем фискальной и таможенной службы, формирование постаудита и единого окна для всех таможенных процедур.
Также Кабмин хочет ликвидировать налоговую милицию и создать вместо неё финансовую полицию.
Намерения, безусловно, похвальные, только вот правительство упустило много болезненных точек соприкасания фискалов с бизнесом. Не нашло отражения в новых планах уменьшение количества проверок, устранение предпосылок для необоснованного возбуждения уголовных дел и много других подобных вопросов.
Утешает одно: представленный правительством план реформ является всё же больше проектом, своего рода ориентиром в процессе разработки поправок в Налоговый кодекс и другие законы. Так что есть надежда при их общественном обсуждении и консультациях довести эти документы до нужной бизнесу редакции.
Zavarnik