Похоже, украинские банки понемногу возвращаются к заинтересованности в кредитовании бизнеса. Но полноценное возобновление этого процесса во многом зависит от степени доверия друг к другу его участников и от помощи государства.
Могут. Но захотят ли?
Кризис ликвидности украинских банков закончился? По данным НБУ, за I квартал текущего года объём средств на его корсчетах и в депозитных сертификатах составил почти 98 млрд грн. Но хотя финучреждения и заполнены деньгами под завязку, расставаться с этим «грузом» они не спешат. Как утверждают сами банкиры, идёт выработка новой кредитной политики, отвечающей ситуации в стране. Последняя же, мягко говоря, не способствует раздаче денег.
Главным препятствием в реанимации кредитования называют состояние экономики и финансового сектора. Но в неофициальных беседах упоминается прежде всего нестабильность на властном Олимпе, провоцирующая охлаждение отношений с западными кредиторами, а без их поддержки наша экономика просто рухнет.
Не оправдались и надежды бизнеса на банки с иностранными инвестициями: их материнские структуры также прикидывают возможные риски и ждут возобновления полноценного сотрудничества Украины с МВФ.
Отбивает охоту кредитовать и наличие менее рискованных способов заработка. В частности, многие банки пристрастились к государственным ценным бумагам, — они приносят хорошую прибыль (порядка 25 %) при фактическом отсутствии рисков, существующих в кредитовании.
Негативные процессы в экономике привели к увеличению числа тех, кто не в состоянии обслуживать уже полученные кредиты. Только по официальной статистике за минувший год задолженность банкам увеличилась до 22 %, — что, кстати, вряд ли отображает реальное положение дел; куда реалистичнее выглядит уровень ближе к 60 %, который называет агентство Moody's. Эти цифры не придают оптимизма банкирам.
Сдерживает кредитование и слабая законодательная защита банков от недобросовестных заёмщиков и реализаторов залогового имущества. Ну и, конечно же, неоднозначность политики НБУ. По мнению председателя Совета НАБУ Романа Шпека, качество регуляторных актов оставляет желать лучшего: они зачастую не до конца продуманы и не всегда своевременны; это исправление уже допущенных ошибок, а не работа на перспективу.
Но всё же большая часть банкиров и аналитиков рынка считают возможным возобновление кредитования уже во втором полугодии. Правда, при условии возобновления внешнего кредитования.
Чего ждут банкиры
В этом контексте интересны обнародованные в конце апреля результаты опроса НБУ об условиях кредитования, в котором участвовали кредитные менеджеры около 70 банков разной величины. Если верить регулятору, результат данного опроса отражает мнение банковского сообщества, но не влияет на его собственную позицию и оценку ситуации.
Итак, большинство опрошенных банкиров (62 %) настроены оптимистично, ожидают не только возобновления кредитования, но и увеличения депозитных вкладов, причём уже со II квартала текущего года. Вместе с тем смену кредитного портфеля, например, в сторону сегмента МСБ, упомянули очень немногие респонденты. Сказывается завязанность банков на «свои» предприятия и предпочтение более крупным и перспективным клиентам. 48 % опрошенных прогнозируют повышение качества корпоративных портфелей и намерены совершенствовать программы кредитования бизнеса исходя из текущих потребностей.
Что немаловажно, практически впервые за 2 года банкиры прогнозировали послабление в краткосрочном кредитовании юрлиц. Не может не радовать, что смягчение должно коснуться сегмента МСБ в гривнёвом кредитовании. Аналитики связывают такую смену настроений ростом ликвидности финучреждений и конкуренции в охоте на платежеспособных клиентов. Требования к крупным и средним компаниям, а также по долгосрочным и валютным кредитам банкиры пока менять не намерены.
Кроме того, почти 40 % респондентов высказали позитивные ожидания по росту депозитов юрлиц в ближайшие 12 месяцев. Они связывают это с возрождением доверия к банкам, хотя здесь как раз с ними можно и поспорить.
Скорее всего, некоторым надеждам банкиров суждено сбыться. И не в последнюю очередь это будет связано с уменьшением НБУ учётной ставки до 19 %.
Жизнь за гранью рентабельности
Большинство европейских и американских банков делают капитал на кредитовании МСБ и граждан. По некоторым оценкам, доля МСБ в ВВП Украины составляет около 15 %, когда средний показатель для стран ЕС — 50 %, а у нашей соседки Польши — почти 70 %. Количество МСБ растёт, расширяя поле деятельности для кредиторов. Но хотя формально кредит может получить любой ФЛП, на деле наши банки зачастую выдвигают условия, на которые ни один здравомыслящий предприниматель не согласится.
В развитых экономиках ставки по кредитам для МСБ варьируются в пределах 4–10 % годовых, которые нашим финансистам кажутся смехотворными. Классическая европейская маржа в 3 % для украинского банкира неприемлема. По мнению же бизнесменов ставка выше 20 % делает кредит практически бесполезным, 15–20 % с натяжкой позволяют балансировать на грани рентабельности, а 12–14 % дают возможность работать, но не развиваться. На сегодня для МСБ оптимальны были бы 10–12 %.
Но не только ставки отпугивают предпринимателей, а и требования к обеспечению денег. Взять кредит под простой бизнес-план, как во многих странах, в Украине нереально, — в залог требуют ликвидные активы, которых у большинства МСБ просто нет.
Однако и банкиров можно понять. Большинство МСБ из-за неприемлемого налогового давления ведут непрозрачную деятельность, а отсюда высокий риск для банка и, соответственно, высокий процент по кредиту. Чтобы кредитование было взаимовыгодным, нужна поддержка государства: снижение налоговых ставок, пересмотр нормативов для банков, законодательная защита кредитора и заёмщика и т. п. И тут вопрос опять упирается в реформы, которых ждут от нас не только кредиторы…
Zavarnik