Запуск долгожданной зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом не принёс ожидаемого результата. Наоборот, первое полугодие работы на европейских рынках обнажило проблемы, к которым наши бизнесмены оказались не готовы. Что мешает Украине стать полноценным участником торгового оборота в Европе?
Гладко было… на бумаге
На самом деле с еврорынком в этом формате мы начали работать ещё в 2014-м, — правда, на основе торговых преференций на отдельные группы товаров; полноценной торговли не получалось. Но еврочиновники успокаивали обещаниями, что скоро всё будет иначе. Как заявлял в то время еврокомиссар по торговле Карл де Гухт, начало работы ЗСТ будет означать практически полный доступ украинских товаров на рынок Европы, без каких-либо особых условий, и положительное влияние мы ощутим спустя несколько месяцев после открытия ЗСТ.
К тому же была надежда, что окно в Европу сможет компенсировать потери российского рынка, хотя уже тогда было известно, что либерализация торговых отношений с ЕС рассчитана на 10 лет и будет проходить постепенно: на первый год останутся пошлины, установленные в 2014 году, и для отдельных наших товаров предусмотрен длительный переходной период. Но на фоне общей эйфории это не казалось существенным.
Однако последствия вступления в ЗСТ оказались не такими, как ожидалось. По данным Госстата, в 2015 году Украина экспортировала в ЕС товаров примерно на $13 млрд, а это меньше, чем в 2014 году, почти на 23 %. С начала 2016 года динамика падения сохранилась (11,7 %). В целом за 5 месяцев ситуация вроде бы начала выравниваться, но по отдельным отраслям объёмы экспорта упорно продолжают снижаться.
Дружба квотам не помеха?
Несмотря на название, ЗСТ предполагает некоторые ограничения для участников. Так, ЕС установила квоты на 36 видов товаров украинского производства. В перечень вошли зерновые, мясо, молочка, сахар, сигареты и кое-что ещё. Всё, что может быть поставлено свыше квоты, облагается пошлиной. Пошлины на отдельные товары практически равняются их стоимости, что делает наш продукт неконкурентоспособным на еврорынке. С нашей стороны квотированы всего 3 импортируемых из ЕС позиции: сахар, свинину и мясо птицы; отдельный режим действует на ввоз автомобилей.
По мнению эксперта Реанимационного пакета реформ Павла Кухты, по квотам в Соглашении о ЗСТ прописан явный перекос не в нашу пользу. Если это не изменить, украинский бизнес может потерять интерес к ней, так и не начав полноценно работать. Ещё в марте Минэкономразвития проинформировало о том, что Украина фактически использовала квоты на этот год по большинству экспортируемой продукции.
Впрочем, и европейцы на наш рынок не торопятся, а ведь Кабмин обещал наплыв качественных товаров из Европы после 1 января. Тем не менее наш «европейский» вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе уверяет, что всё впереди. Появление товаров из ЕС сможет простимулировать конкуренцию, а некоторых бизнесменов заставит пересмотреть ценовую политику в сторону уменьшения, заявляет она.
Дотянуться до стандарта
Ещё одним барьером стала необходимость подтверждать происхождение товаров: они должны быть изготовлены или из местного сырья, или из импортного, но «достаточно» переработанного. В стандартах ЕС прописана довольно сложная система определения этой достаточности.
Вместе с тем не все виды продукции, на которые установлены беспошлинные квоты, экспортируются в ЕС. Что поделать: не отвечают стандартам… Переход на эти стандарты — дело затратное, требующее времени и вложений. По расчётам Украинского союза промышленников и предпринимателей, чтобы полностью перейти на евростандарты, одному только АПК необходимо около 10 лет, а его модернизация может потянуть на $200 млрд — сумму для нас астрономическую. А ведь и другие отрасли следует «европеизировать», иначе никакого толку не будет и мы по-прежнему останемся на задворках Европы. Кроме денег и времени, нужно имплементировать в правовое поле Украины сотни европейских законов, да ещё и добиться их исполнения!
Опыт других стран показывает, что перейти на евростандарты и работать по европейским правилам отдельным компаниям намного проще, чем целой стране.
Но и тут можно найти приемлемое решение. Экономист из Канады Барри Гебб, помогавший внедрять стандарты ЕС в Македонии, рекомендует сначала отбирать товары, по которым нужны улучшения в первую очередь: топ-позиции по экспорту и пользующиеся спросом.
Не Европой единой
Представитель ЕС в Украине Ян Томбинский на одном из круглых столов, посвящённых евроинтеграции, предупреждал наших правителей, что мы не используем рынок ЕС, как ожидалось, из-за наличия структурных проблем в украинской экономике. Томбинский раскритиковал украинские компании, которые показали свою неготовность к выходу на рынок ЕС, и констатировал, что зайти на еврорынок удалось лишь тем немногим, кто заранее готовился к экспансии.
Между тем немало экспертов считают, что Украине не стоит зацикливаться на рынках Европы. Безусловно, экспорт в ЕС в перспективе очень привлекателен для отечественных производителей хотя бы из-за географической близости. Но, как видим, защитные барьеры и незавидное состояние нашей экономики не дают прочувствовать все преимущества ЗСТ. Притирание стандартов, законодательства и другие имплементации будут длиться не один год, и не весь бизнес сможет и захочет дождаться полной адаптации. Павел Кухта также считает, что из-за политизации рынка СНГ Украине следует ориентироваться и на рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Пока по всем параметрам получается, что ЗСТ для Украины — игра в одни ворота. И от того, сможет ли правительство добиться пересмотра отдельных положений Соглашения в нашу пользу, будет зависеть дальнейшая судьба этого проекта покорения Европы.
Zavarnik