Земельный вопрос всегда был для Украины болезненным. Его пытались решать все гетманы и президенты, но пока никому не удалось довести дело до конца. Похоже, нынешнее правительство решило войти в историю и завершить земельную реформу, длящуюся уже 22 года, пишет Zavarnik.
Ничто не вечно под луной
Земельная реформа стала настоящим испытанием для украинских властей. Чтобы предотвратить бесконтрольное разбазаривание народного достояния в 2001 году тогдашний депутатский корпус вынужден был ввести временный мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения.
Мораторий распространяется на такие категории земель:
10,5 млн га угодий сельхозназначения и 1,3 млн га несельскохозяйственных площадей, принадлежащих государству и местным общинам;
27,5 млн га в виде земельных паёв, принадлежащим на праве собственности 6,92 млн граждан;
16 тыс. га в виде невостребованных паёв;
примерно 1 млн га, находящиеся в собственности юрлиц для ведения агробизнеса и ещё 0,5 млн такой же категории, принадлежащей населению, занимающемуся фермерством.
Всего же в Украине насчитывается около 41 млн га сельхозугодий, из которых примерно 31 млн га — частная собственность, распоряжение которой ограничено мораторием.
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и мораторий продлевали 7 раз. Действует он и сегодня, однако есть слабый шанс дождаться его отмены с 1 января 2017 года. Именно до этой даты депутаты должны определиться и принять закон об обороте земель сельхозназначения.
Сегодня мораторий на продажу земли не даёт развиться полноценному рынку земли, которая в Украине сильно недооценена. Особенно это касается аренды земельных паёв. Эксперты из проекта Поддержки реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине утверждают, что средняя стоимость родных чернозёмов может составить около $3000/га. При этом аренда гектара в прошлом году из-за обесценивания гривни упала до $32, тогда как средняя по Европе тянет примерно на $200.
Бесхозность и бесхозяйственность
Один из наиболее сложных вопросов — земельные паи. Введены они были в 1994 году, когда проходила безвозмездная раздача колхозных земель. Как показывают цифры, это наибольший (27,5 млн) массив земель, находящихся в частной собственности. Украинское законодательство разрешает обменивать земельные паи, передавать по наследству и сдавать в аренду. Однако их нельзя продать, заложить, изменить целевое назначение или внести как долю в уставной капитал хозобществ.
По данным, которыми располагал на 2012 год проект USAID «Агроинвест», 23 % владельцев земельных паёв (около 1,6 млн) составляли лица старше 70 лет. Понятно, что они физически уже не в состоянии обработать свои участки и получать с них достойный доход. Остаётся разве что передать пай детям и внукам по наследству. Но и здесь существует немало сложностей. Не всегда наследники знают о своём праве на пай, особенно если они проживают в другой местности.
По некоторым данным, на начало 2016 года примерно 3,5 тыс га земельных паёв остались в собственности умерших людей. Впрочем, эксперты аграрного рынка полагают, что эта цифра на порядок выше. А если учесть количество вообще не востребованных паев ещё при распаевании земель (16 тыс. га), ситуация требует какого-то решения. Ведь не секрет, что неурегулированность подобных вопросов стала благодатной почвой для создания теневого рынка земли, ведь указанными паями кто-то пользуется, не платя их законным владельцам ни копейки. А с помощью земельных чиновников дельцы уже давно торгуют якобы бесхозными землями.
Даёшь продажу!
Среди приоритетов Кабмина на этот год есть пункт о завершении земельной реформы. Впрочем, подход к вопросу свободной купли-продажи земли весьма своеобразный: он не считается краеугольным. Куда больше значения собираются уделить условиям развития долгосрочных арендных отношений, причём дать «зелёный свет» продаже прав аренды, а также залогу. Это, по мнению чиновников, повысит возможности кредитования аграрного сектора и создаст здоровую конкуренцию сельхозпроизводителей за собственника пая.
Иного мнения нардеп, первый замглавы бюджетного комитета Верховной Рады Алексей Савченко. Он поддерживает куплю-продажу земли и считает, что это в разы увеличит инвестиции в сельское хозяйство. Аграрии поставляют валюту стране, и нужно создавать им благоприятные условия для работы. Но, к сожалению, общество пока не готово к торговле землёй, переход нужно делать поэтапно, заявляет Савченко.
Ну а правительство к концу года намерено разработать ряд законопроектов, направленных на урегулирование наиболее сложных земельных вопросов. Это должно подготовить почву для принятия закона об обороте земель. Пока что этих проектов в Раде нет, да и их принятие будет непростым. Учитывая конфигурацию политических сил в парламенте и настрой оппозиции на досрочные выборы, земельная реформа в очередной раз может стать разменной монетой в политических играх. Трудно спрогнозировать, чем закончится попытка довести реформу до конца. Ясно одно: как бы ни ратовали борцы за «народную землю», процесс уже необратим. Люди давно привыкли быть собственниками земли. И если для запуска земельной реформы будут подготовлены необходимые законы, рано или поздно она будет проведена.