Кредитные портфели банков продолжают стремительно худеть. С начала года они уменьшились более чем на 5 %, а это почти 50 млрд грн. Если учитывать девальвацию, то реальные темпы сокращения намного выше. Банкиры жалуются на отсутствие платежеспособных клиентов и ищут «нестандартные» выходы.
Мёртвый груз денег
Переманивание друг у друга клиентов — отнюдь не новый тренд банковский системы в этом году. Такими вот способом банки пытаются реанимировать кредитование и поддерживать минимальный уровень «живого» кредитного портфеля. Причём битва идёт уже не только за крупных корпоративных клиентов, но и за дисциплинированных граждан.
Несмотря на неоднократное снижение регулятором учётной ставки, это не принесло ожидаемого всплеска кредитования. Более или менее платежеспособные клиенты давно закредитованы, а неплатежеспособным занимать страшно. И во многом эти страхи связаны с так и не решённой проблемой защиты прав кредиторов, считает главный аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько. Соответствующий законопроект до сих пор пылится в комитетах Верховной Рады.
По данным НБУ, с начала года только просроченная задолженность увеличилась на 4,3 пункта и составила почти 30 % общего кредитного портфеля украинских банков. А доля проблемных кредитов на конец второго полугодия выросла до 47,2 %. Вместе с тем банки испытывают переизбыток ликвидности. Так, за первое полугодие гривнёвые депозиты только юрлиц выросли на 23 %, а валютные — на 7,5 %. Сложилась патовая ситуация, когда деньги не работают, а лежат, что называется, мёртвым грузом.
Принимаем перебежчиков!
Основной приманкой становятся программы перекредитования. Самыми популярными в первом полугодии были обещания погасить кредиты и выдать новые на лучших условиях. Суть остаётся той же: банк выдаёт кредит, которым погашается предыдущий. Старо, как мир, но — работает!
По словам начальника отдела продаж UniCredit Bank Татьяны Кодрянской, причины, побуждающие клиентов переходить в другой банк, могут быть самыми разными: неудовлетворённость сервисом, желание получить более полный пакет услуг, смена менеджмента или собственников и т. п.
При этом сильно манипулировать кредитной ставкой сейчас практически невозможно. Как правило, на перекредитование приходят с кредитами двух-трёхлетней давности, когда ставки и так были достаточно низкими. Поэтому приходится «брать» другими способами, в основном дополнительными услугами и скидками на расчётно-кассовое обслуживание.
В приватных беседах некоторые финансисты из «чисто украинских банков» сознаются, что часть клиентов досталась им «даром». Некоторые ушли от российских «дочек» из патриотических побуждений. Кроме того, значительную долю перебежчиков составляют те, кто получил инсайдерскую информацию о проблемах своего банка или просто «почуял» их приближение. Особенно это касается держателей кредиток, ведь банк может просто закрыть кредитную линию или срезать лимит, потребовав от клиента погасить всю имеющуюся задолженность.
Две главные «фишки» перекредитования — увеличение срока кредита и уменьшение ежемесячных платежей за счёт изменения графика погашения. По сути, новый клиент реструктуризирует имеющуюся задолженность по кредиту, только уже в другом финучреждении.
Неплохо работает и консолидирование кредитов: клиенту предлагают свести в один «центр управления» займы, разбросанные по нескольким банкам. Как показала практика, замена нескольких кредитов в разных банках одним достаточно популярна хотя бы потому, что избавляет заёмщика от необходимости отслеживать разные графики погашения.
Схемы перекредитования и дополнительные предложения для юрлиц примерно такие же, — конечно, с учётом специфики и вида кредита. Безусловно, корпоративному клиенту перейти в другой банк намного сложнее, учитывая обеспечение в виде залога или ипотеки. Это влечёт волокиту с переоформлением документов, регистрацией и тому подобными обязательными процедурами, что выливается в дополнительные расходы. Нередки и случаи явного или скрытого противодействия со стороны «родного» банка.
Лучше чужой, чем никаких
Смена поставщика банковской услуги, как и любой другой, для бизнеса типична. Разница между реструктуризацией кредитов в кризисный период 2008–2010 годов и нынешней только в том, что тогда инициаторами выступали клиенты, а сейчас — сами банки.
Сегодня, по словам банкиров, почти половина сделок на финансовом рынке — это полная или частичная перекредитовка задолженности, в большинстве случаев сопровождающаяся миграцией клиентов. Причём в первую очередь стараются переманить корпоративных заёмщиков, привлекательных оборотами, зарплатными проектами и зачастую депозитами. К тому же часть сотрудников таких клиентов с большой вероятностью обратятся и за потребкредитами. Многие банкиры не прочь подемпинговать ради этого.
Конечно, перекредитованные заёмщики, особенно физлица, набравшие по несколько кредитов, — не лучший выход. По части платёжной дисциплины, как утверждает директор департамента развития банковских продуктов «Идея Банка» Сергей Мищенко, новопривлечённые клиенты пока ничем не отличаются от старых, а уровень просроченной задолженности не превышает стандартный по кэшевым кредитам.
Но, судя по всему, до конца этого года финучреждения не дождутся наплыва новых заёмщиков с чистой кредитной историей. Остаётся довольствоваться переманиванием колеблющихся и ждать улучшения «погоды» на рынке.
Zavarnik