Верховная Рада одобрила законопроекты относительно индустриальных парков в Украине. Как и всякая организационная технология, идея создания и стимуляции точек роста в таком виде может дать результаты. Но между «может» и «должна» не всегда уместен знак равенства.
Играем в догонялки
Попытки привлечения таким путём прямых инвестиций в производство предпринимались у нас и в 1990-е годы, и в нулевые. Свободные экономические зоны (СЭЗ), территории приоритетного развития (ТПР), технопарки… СЭЗ гарантировала льготное налогообложение для работающих на её территории субъектов, ТПР — льготы только для отдельных отраслей, список которых определяло правительство. В итоге многие из этих объединений стали удобны для налоговой оптимизации, а СЭЗ и ТПР — коридором для экспортно-импортных операций.
Всплеска развития не получилось, но… Например, бывшая СЭЗ, ныне ИП «Соломоново», сделала Закарпатье одним из немногих регионов, где более 50 % экспорта занимает продукция машиностроения. Не потому ли, что рядом находится автосборочный цех Европы — Словакия, поднявшаяся благодаря ИП? А в «Соломоново» как раз собирают Skoda.
В мире насчитывается свыше 15 тысяч ИП. В США их порядка 400; в странах догоняющего развития, Турции и Китае — 215 и 190 соответственно; в Южной Корее — без малого тысяча, примерно столько же в странах Европы, значительная часть — также на территориях догоняющего развития. В Венгрии, например, зарегистрировано 206 парков.
В 2012 году законодательная основа для них появилась и у нас. Сегодня согласно реестру Минэкономразвития в Украине 13 ИП: 5 созданы частным капиталом, остальные — стараниями местных властей. Плановый период работы — 30–50 лет. Это «Долина» (Ивано-Франковск), «Коростень» (Житомирская область), «Свема» (Шостка), «Соломоново» (Закарпатье), «Мироцьке» (Киевская область), Винницкий ИП, «Кривбас» (Кривой Рог), «Тростянец» (Сумская область), Первый украинский ИП (Киевская область), «Житомир-Восток» и «Бионик Хилл» (Киев), «Рясне-2» (Львов), «Центральный» (Кременчуг), «Славута» (Хмельницкая область), iPark (Одесская область). Сколькие из них действительно производят продукцию? Судя по данным в прессе, как-то функционирует шосткинская «Свема», где занята одна компания-резидент. Помимо уже упомянутого «Соломоново» запущен завод в ИП «Коростень».
Возможности очевидные и неочевидные
Резидентам ИП закон предоставляет ряд налоговых льгот на усмотрение адресатов.
Можно получить на первые 5 лет нулевую ставку налога на прибыль и следующие 5 лет работать по ставке вдвое меньше базовой. Плюс: возможность создать новые производства и поддержать их на этапе становления. Минус: преимущества резидентов перед конкурентами, работающими по общей системе налогообложения.
Можно получить рассрочку на 5 лет на НДС по импорту оборудования, комплектующих и материалов для своей деятельности или строительства парка. Плюс: возможность завезти новейшее оборудование и начать производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Минус: создание каналов для безналогового ввоза импортных товаров и техники.
Или местные власти сами установят арендную плату для резидентов парка. Плюс: возможность завлечь инвесторов льготными ставками и создать конкуренцию. Минус: лазейка для земельных спекуляций и ухода от налогообложения.
Для регионов ИП — это пополнение бюджетов и снижение безработицы. Но современные конкурентные перерабатывающие производства десятков тысяч новых рабочих мест не дадут. Разве что для роботов.
Бюджетная децентрализация перекладывает содержание профтехобразования на регионы. Нереформируемость этих рудиментов советской эпохи с устаревшей материально-технической базой очевидна. Чтобы избежать социальной смерти, ПТУ могут войти как резиденты в новые ИП. В этом статусе они дадут перспективную рабочую силу для производственных мощностей участников ИП. Успешный пример такого симбиоза — Германия с самым низким уровнем безработицы в Европе и самой высокой квалификацией рабочих. В ФРГ внедрена система дуального обучения, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на заинтересованном в работнике предприятии. Бизнес готовит специалистов для себя, работодатели участвуют в составлении учебной программы. Студенты даже получают небольшую стипендию от предприятий. Это смягчает проблему ненужных на рынке недоучек.
В контексте окружающей среды
Китайцы первыми заявили о своём интересе к вхождению в наши проекты ИП. Китайская международная торговая палата уже представила нашим ответственным чиновникам план сотрудничества. Но прежде чем договариваться с китайскими товарищами, стоит присмотреться к соседней Беларуси, уже лет 5 строящей вместе с китайцами и на их деньги ИП, где должны работать китайцы. Работу в парке «Великий Камень» начала логистическая компания «Чайна Мерчантс». Теперь благодаря беспрецедентным льготам она зачищает внутрибелорусский транзитный рынок от конкурентов. Китайцы собираются построить и пивзавод, что по понятным причинам «напрягает» местных производителей напитков. А вот обещанных высокотехнологичных производств и научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров что-то не видать…
Поэтому кроме прогнозируемой среды для резидентов в виде общих законов нужны чёткие критерии оценки работы ИП. Иными словами, нужны ориентиры по минимуму выполняемых переделов продукции, уровню наукоёмкости производства, размеру получаемой добавленной стоимости.
В мире ИП строятся либо с нуля (greenfield), либо на территориях, уже включённых в инфраструктурные сети (brownfield). Строить ИП с нуля в Украине никто не будет: у местных властей нет денег, а потенциальные инвесторы умеют просчитывать риски и в лучшем случае решатся зайти на уже готовые площадки. А заброшенные промзоны можно найти практически в любом урбанизированном населённом пункте. Наш формат — brownfield, это резкое снижение капзатрат и возможность быстрого старта.
Zavarnik