События в мире криптовалют развиваются с невероятной скоростью, генерируя не только ажиотаж, но и самые противоречивые оценки. Многие сходятся на том, что технология, лежащая в основе эмиссии криптовалют, — самый перспективный на сегодня способ обеспечения прозрачности и безопасности контрактных отношений и основа для создания интернета вещей. Но последствия могут оказаться неожиданными для многих.
Невыразимое нечто
«Мы не можем сегодня определить, что это такое», — откровенно заявил исполняющий обязанности главы Нацбанка Украины Яков Смолий, отвечая на вопрос, что такое биткоин. Но это не запрещено законом, а значит разрешено.
Приобретение биткоинов несёт определённый риск. Тем не менее криптовалюты проникают в украинскую сферу услуг, и это означает, что некоторые экономические агенты признают их платёжным средством. А доверие — единственный параметр денежной единицы, который необходим для включения её в оборот.
Сегодня типичные банковские реестры по-прежнему представляют собой централизованные базы данных, доступные узкому кругу владельцев того или иного бизнеса, и генерация обычных денег отражает возникновение долговых обязательств. А вот основные криптовалютные единицы необходимо «добывать», используя энергоресурсы и компьютерные мощности; но число монеток-биткоинов ограничено пределом 21 млн, то есть это ресурс конечный.
При этом система фиксирует все цепочки транзакций, то есть в определённый момент времени один биткоин может быть только у одного пользователя, что подтверждается фиксацией его предыдущих перемещений. В этом цифровые монетки похожи на сырьевую валюту, — не случайно их сравнивают с золотом. Но это же означает волатильность цены на них, выраженной в других денежных единицах, и высокую зависимость от информационного контекста.
Что один человек построил…
Упомянутые записи транзакций запаковываются в непрерывную последовательность по определённому алгоритму, с расчётом времени и типа операций, адресов и подписей участников. Это и есть блокчейн — технология выстраивания цепочки информационных блоков, каждый из которых несёт в себе свёрнутую информацию с набором букв и цифр — хэш-код.
Базовая система блокчейна — это постоянно растущая последовательность блоков, распределённых между участниками при помощи пиринговых сетей (P2P), — по сути файлообменников, какими мы пользуемся для скачивания расшаренных записей видео или музыки. Это связь непосредственно между компьютерами пользователей.
Важно то, что каждый такой блок и их последовательность копируются у каждого участника системы, и каждый элемент цепочки (chain) содержит ссылку на предыдущий. Любое изменение в блоке также передаётся по всей цепочке и отражается у каждого участника системы, а попытка постороннего вмешательства делает блок несовпадающим с данными его копий и отвергается системой.
Но опыт показывает, что если один человек что-то создал — другой человек рано или поздно сможет это сломать.Как оценить вероятность деструктивной атаки со стороны?
Сценарии снятия проблемы
Как сообщает Howmuch.net, 95,89 % адресов владеют всего 3,47 % всех биткоинов, а подавляющая часть этих криптомонет (96,53 %) принадлежит 4,11 % адресов. Иначе говоря, 1 % участников системы контролируют более половины наработанных биткоинов, а на остальные 41,93 % адресов приходится лишь 0,01 % ресурса.
На заре появления биткоинов единственным возможным способом обмана системы было признано двойное расходование. Контрагенты по блокчейну могут установить наличие биткоина у отправителя только в прошлом. Теоретически один биткоин можно отправить нескольким адресатам, и до момента, когда информация о любой из этих транзакций не будет записана в блок, все они будут считаться правомерными. После выявления ошибки система определит как правильную ту цепочку блоков, суммарная сложность генерации которой будет выше.
Но сформировать «правильную» цепочку может тот, кому принадлежат больше 50 % суммарных вычислительных мощностей системы. Получается, что реальной децентрализации биткоина не существует. Считается, что проблему снимает увеличение числа майнеров, поскольку мощности распределяются и контрольного пакета нет ни у кого.
Капитализация биткоина достигала отметки почти $60 млрд.Поддерживать такую систему выгодно, потому что есть комиссия за переводы. Тем не менее владельцам биткоинов стоит быть осторожными при приближении системы к предельным показателям; а добыто уже более 16 млн из 21.
Отодвинуть достижение системного предела, за которым, по мнению критически настроенных экспертов, биткоин может рухнуть, удалось за счёт искусственного разветвления валюты в августе текущего года на два протокола: SegWit2x и BitcoinCash, — причём владельцы биткоинов получили в придачу такое же количество BitcoinCash. Не упростило ли это реализацию сценария двойного расходования?
Стартапы наступают
Сегодня сообщения о появлении новых блокчейн-стартапов и переходе на новую технологию сыплются, как из рога изобилия. Эмиссия валюты — лишь небольшая часть потенциальных возможностей блокчейна как технологии распределённого хранения данных. Другой пример: украинская система торговли арестованным имуществом СЕТАМ переходит на блокчейн, переименовывается в OpenMarket и хочет торговать не только конфискатом.
Американский стартап с украинскими разработчиками Propy планирует создать глобальную площадку по продаже имущественных прав на недвижимость в любом конце мира. Несмотря на предсказуемые трудности в преодолении национальных бюрократических ландшафтов, за считанные дни с начала кампании ICO (краудфандигового привлечения средств) стартап успел наторговать $8 млн, продав 8 млн токенов.
Кроме того, использование технологии блокчейн совместимо с использованием традиционных безналичных денежных инструментов. Сами криптовалюты уже стали инструментом для инвестиций. Однако подходить к такому инструменту следует традиционно: раскладывая яйца по разным корзинам и отслеживая статистику избранных криптовалютных систем.
Криптовалютное разнообразие
23 сентября на III Международном форуме по кибербезопасности HackIT была представлена украинская криптовалюта Hacken. В отличие от биткоина, эмиссия которого ограничена алгоритмически, в неё заложен принцип «обратной эмиссии»: часть комиссии за транзакции будет «сжигаться», что приведёт к постоянному росту стоимости одного хакена.
Но лидирующей криптовалютой остаётся биткоин. Об этом свидетельствует масштабное исследование Кембриджского университета. Аналитики исследовали 4 криптовалютных сектора и 26 видов различных кошельков. Оказалось, что 96 % этих кошельков поддерживают биткоин. Оценки числа пользователей очень приблизительны. Количество активных в настоящее время кошельков составляет от 5,8 до 11,5 млн, ими управляют от 2,9 до 5,8 млн реальных активных пользователей.
Сайт Coinmarketcap.com предоставляет актуальные данные о капитализации основных цифровых валют.
Bitcoin — капитализация в сентябре превышала $60 млрд при цене на расчётную единицу свыше $3700.
Ethereum — капитализация свыше $25 млрд при цене на расчётную единицу более $270. Это не просто цифровая валюта, но и система умных контрактов, позволяющих вести бизнес с автоматизированным исполнением обязательств.
BitcoinCash имеет общую историю с биткоином, торгуется под тикером BCH. Капитализация превысила $7 млрд при цене на единицу $434.
Ripple (XRP) существует с 2012 года и поддерживается рядом крупных банков: UBS, Santander, Mitsubishi UFJ и др. Используется для безвозвратных платежей и переводов. Капитализация превышает $7 млрд при цене на единицу порядка $0,2.
Dash — система с сервисом мгновенных транзакций InstantSend и перемешивания транзакций PrivateSend. Капитализация превышает $2,5 млрд при цене на единицу порядка $354.
На фоне стандартных протоколов большинства валют выделяется IOTA, где участники не делятся на пользователей и майнеров (производителей валюты). Транзакции не упаковываются в блоки; плата за транзакции, подтверждённые узлами сети, не взимается. IOTA считается наиболее перспективной блокчейн-системой для организации интернета вещей.
Полный контроль с одной стороны…
В августе-сентябре началась массированная административная и информационная атака на криптовалютный рынок.
В начале сентября Центробанк КНР запретил проведение ICO на создание цифровых валют, после чего в стране объявили о прекращении торговли ими к 15 сентября и сворачивании деятельности всех криптовалютных бирж к 30 сентября. Это обвалило котировки биткоина на 40 %. Китай намерен использовать блокчейн для сбора налогов и создания «электронных счетов» для граждан страны.
Дровишек подбросил глава JPMorgan Джейми Даймон, назвав биткоин мошенничеством; но банкир не исключает, что при помощи блокчейна будут переводиться не биткоины, а доллары. Немногим раньше группа ведущих финансовых компаний, в числе которых тот же JPMorgan, а также WellsFargo, State Street, SWIFT, Cisco, Accenture, London Stock Exchange and Mitsubishi UFJ Financial, заявили о разработке стандарта блокчейн, чтобы унифицировать все приложения такого рода.
Международный валютный фонд заявил, что блокчейн должен быть переведён в категорию технологий, «требующих разрешения», и контролироваться «выбранной группой участников». А Финансовый комитет БРИКС обсудил возможность создания своей криптовалюты, — естественно, контролируемой. Присматриваются к этой сфере и в Украине. Зарегистрированы два законопроекта по регулированию оборота криптоваллюты, блокчейн технологии примеряют к Земельному кадастру.
Таким образом, государственно-корпоративные регуляторы берут систему цифровых денег под полный контроль, а многолетнее использование биткоина было, по всей видимости, обкаткой новой технологии функционирования денежной системы. Просто вместо печатного станка в ней будут машинные алгоритмы, а хозяева останутся прежними. Дело за малым: подорвать доверие к криптовалютам; а сделать это, как мы видим, несложно.
…И никакой независимости
Сомнения в том, что криптовалюты обеспечивают анонимность торговли, были всегда. И уж тем более никогда не было никакой независимости в прямом физическом смысле этого слова.
Хотя распределённые реестры используют P2P для связи между компьютерами пользователей, сами пользователи не контролируют инфраструктуру и маршруты. Обмен в криптовалютных системах так или иначе завязан на банки, а блокчейн вообще исключает анонимность, и переход к такому формату всех финансовых и иных контрактных отношений технически уничтожает право на частную жизнь с её неотъемлемой особенностью — свободой распоряжаться своими активами.
Распространение умных контрактов и интернета вещей сделает ненужным неповоротливый административный аппарат, лишит работы множество юристов. Это самые очевидные последствия автоматизации и виртуализации финансовых и иных социальных контактов. Но они выглядят мелочью на фоне возможного отчуждения человеческих отношений от человека и внедрения внешних механизмов контроля через интернет вещей.
Блокчейн не витает в эфире. Эта технология зависит от инфраструктуры, включающей сервера, телекоммуникационные сети, банковскую систему, линии электропередач, — то есть всё, что является субъектом правительственного контроля.
Следующий квантовый скачок в денежной централизации — отсутствие анонимности в торговле, а криптовалюты достигают этого самым впечатляющим образом. Таким путём потеря конфиденциальности становится рационализированной, потому что без «прозрачности» блокчейн не будет функционировать должным образом. Это отличает его от всех других цифровых торговых механизмов, где наблюдение за транзакциями считается нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
Так криптовалютные технологии, отправленные в массы под знаменем освобождения от госконтроля и недостатков нынешней финансовой системы, станут базой для усиления контроля.
Zavarnik