Министерство финансов Украины предложило отменить налог на прибыль, а взамен ввести налог на выведенный капитал. К написанию законопроекта привлекли представителей бизнеса, экспертов и народных депутатов. Идее реформирования налога на прибыль уже год, но до сих пор она казалась всем слишком революционной, мнения экспертов разошлись, законопроекты не прошли. Что приобретёт и потеряет госбюджет в случае одобрения инициативы Минфина?
Сочтёмся дивидендами
Основная идея: прибыль должна оставаться у предприятия до последнего момента. Она может быть вложена в расширение производства, создание новых рабочих мест и прочее развитие. Налог на выведенный капитал (НВК) означает, что выплата происходит уже когда собственник забирает прибыль. К примеру, некое предприятие заработало 50 тысяч гривен чистой прибыли, и собственник решил забрать 25 тысяч, а остальное оставил на расширение производства. Тогда налогом облагаются не все 50 тысяч, а только 25 — дивиденды, которые взял себе собственник.
Ставок у НВК две. Дивиденды и приравненные к ним платежи облагаются по ставке 20 %. В их число входят бесплатное предоставление имущества неплательщику НВК, доначисление за трансфертное ценообразование, приобретение товаров и услуг у «упрощенцев», невозврат инвестиций в уставной фонд неплательщиков НВК, выплата роялти сверх лимита, выплата процентов связанным нерезидентам, выплата страховок в пользу нерезидентов. А если собственник выводит капитал напрямую, то есть в денежной или натуральной форме, то ставка ниже — 15 %.
При возврате инвестиций в пределах первоначального взноса в уставной капитал предприятие не платит ничего. Также возможен зачёт накопившихся переплат по налогу на прибыль в счёт уплаты НВК.
Непопулярный, но прогрессивный
НВК — отнюдь не украинское изобретение. Такая модель налогообложения работает с 2000 года в Эстонии. С отменой налога на прибыль поступления в бюджет поначалу сократились вдвое. Через некоторое время приток иностранного капитала в страну увеличился, хотя инвесторы-резиденты не спешили наращивать свою активность. Рост ВВП Эстонии оказался в результате выше, чем у соседей.
Сегодня страна занимает верхние строки в рейтинге Doing Business, и согласно Индексу международной налоговой конкурентоспособности обладает самой конкурентоспособной налоговой системой в мире.
Теперь бизнес и законодатели Латвии и Литвы обсуждают возможности перехода на НВК. В Грузии такой переход уже произошёл с 1 января этого года. Также по системе НВК работает экономика Гонконга.
Но если этот налог такой эффективный, то почему в большинстве развитых экономик мира до сих пор взимается корпоративный налог, являющийся аналогом нашего налога на прибыль?
Аргументы «за» и против
Сегодня налог на прибыль в Украине составляет лишь 9 % всех налоговых поступлений в бюджет. Это около 80 млрд грн. А для кого-то это критически важный ресурс — средства, которые можно направить на модернизацию и развитие.
Таким образом, после ввода НВК предпринимателям уже не будет смысла придумывать схемы минимизации прибыли. Инвесторы и собственники будут заинтересованы в том, чтобы реинвестировать свою прибыль, а не выводить через офшоры. Показывая все доходы, компании упростят привлечение кредитов, выпуск облигаций и других видов финансирования. Накопленные большим бизнесом убытки (более 1 трлн грн) не будут снижать их налоги. Налоговые обязательства будет легче проверять, ведь выведенный капитал сложно утаить. Налоговикам достаточно будет проконтролировать факт наличия таких операций.
Аргументы «против»
Есть и неизбежные критические вопросы к проекту. В Минфине признают, что после принятия закона об НВК поступления сократятся на 40–50 млн грн. Чем же компенсировать эту недостачу? Возможно, это попытаются сделать за счёт уменьшения расходов бюджета или привлекут внешние займы.
Кроме того, есть риск, что компании по-прежнему будут просто «обналичивать» средства под видом покупки фиктивных услуг. Правда, так рисковать при ставке в 15 % нет смысла.
После принятия закона об НВК может исчезнуть потребность в упрощённой системе налогообложения, ведь общая система сама по себе упростится. А вот с НДС вопросы остаются. Нынешняя третья группа единого налога со ставкой 5 % без НДС — сегодня единственный выход для бизнеса в сфере услуг, консалтинга и IT, где НДС превращается в 20 % с оборота из-за отсутствия входящего налога. Сочтут ли СПД для себя выгодным переход на общее налогообложение?
Также критики идеи считают, что новый режим будет дискриминировать нерезидентов в сравнении с резидентами. Ведь если распределения прибыли от одного резидентного плательщика налога на выведенный капитал в пользу другого плательщика-резидента не будут объектом налогообложения, то аналогичные распределения в пользу нерезидентов — будут.
Zavarnik