Дефицитный бюджет, сокращение расходов, конкурентная экономика — все эти декларативные высказывания противоречат реальным действиям власти. На поддержку бизнеса по итогам 2017 года потратят около 170 млрд грн — треть государственного бюджета.
Украина: без руля и без ветрил
Эта цифра взята из плана действий правительства, утверждённого весной 2017 года. В предыдущие два года сумма госпомощи уверенно росла. Раньше дотировали добычу угля и торфа, металлургию; сегодня в приоритете — транспорт и аграрии. Однако в официальных отчётах правительства мы не найдём ответа, по каким принципам и среди кого распределяют эти 6 % ВВП страны. И насколько эта помощь эффективна. Например, данные о госпомощи за 2016 год — 101 млрд грн в Минфине называют «расходами сводного бюджета на экономическую деятельность». Включая госгарантии и налоговые льготы. Возникает вопрос: все ли эти средства были госпомощью? И что ею можно назвать?
Общие принципы можно найти в Соглашении об ассоциации Украины с Евросоюзом. Согласно этому документу государственная помощь — это помощь, которая не вредит конкуренции и торговле между Украиной и ЕС. То есть помощь бедным и малоразвитым регионам, инвестиции для адаптации предприятий к стандартам ЕС, поддержка культуры и общеевропейских проектов…
Украина в 2014 году приняла и собственный закон о госпомощи предприятиям, определяющий такую помощь как «поддержку в любой форме субъектов хозяйствования за средства государства или местных ресурсов, которая искажает экономическую конкуренцию». По закону такая помощь предприятиям недопустима, кроме тех случаев, когда фирма обеспечивает потребителей социально важными товарами или помощь предоставляется как возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Европа: учёт и контроль
В ЕС помощь бизнесу со стороны правительств чётко регламентирована. Здесь внимательно следят за влиянием госпомощи на общеевропейскую конкуренцию. Во-первых, любые дотации нужно сперва согласовать с Еврокомиссией. Во-вторых, европейские правительства должны отчитываться перед Брюсселем о действующих программах дотаций. Комиссия анализирует каждую и может вносить корректировки. Каждое предприятие, получающее свыше 500 тыс. евро в год госпомощи в любой форме, должно быть упомянуто на правительственных сайтах. Так был модернизирован режим свободных экономических зон в Польше; до 25 % европейского банковского сектора было оздоровлено за счёт такой помощи.
Многочисленные успешные проекты доказывают действенность европейской политики поддержки производителей. А вот нарушение правил и требований Еврокомиссии может привести к возврату помощи в бюджет. Когда комиссия признала неправомерной поддержку венгерским правительством авиакомпании «Малев», субсидию пришлось вернуть, что привело к банкротству компании.
Констатация факта
В нашей стране, согласно закону, таким контролирующим органом является Антимонопольный комитет Украины. Именно он вправе признать госпомощь допустимой для сохранения конкуренции. В частности, АМКУ должен анализировать государственные дотации, контролировать использование выделенных средств, имеет право временно приостанавливать финансирование или требовать возврата, если предоставленная помощь вредит конкуренции.
Функции контроля и распределения также имеет Минэкономразвития. Его обязанности — участие в отборе инвестиционных проектов, которые претендуют на госпомощь, анализ предоставленных дотаций в целях повышения конкурентоспособности экономики.
Поддержка экспортёров — задача Кабмина. С июня должно было заработать специальное экспортно-кредитное агентство — ЭКА, но до сих пор оно не создано.
Как видим, перечисленные функции не сопровождаются прямыми рычагами контроля. Все причастные могут только проводить бумажный анализ ситуации, но какой от этого прок?
Неудивительно, что европейские эксперты констатируют: государственная помощь в Украине плохо влияет на экономическую конкуренцию и торговлю. И это только прямая помощь. А ведь есть ещё и косвенные расходы: деньги на ремонт дорог, создание специальных условий, налоговые льготы… Даже докапитализация госбанков с точки зрения экономики — это государственная помощь.
Заложники политики
Политики и эксперты разделились на два лагеря. Кто-то категорически против государственного вмешательства в экономику. Основание — отсутствие эффекта от расхода средств и предоставления льгот. Другие, не жалея сил, продвигают законы, способствующие улучшению условий для определённых отраслей или предприятий. Эта дилемма каждый день дорого стоит и бюджету страны, и самому бизнесу. Отчитываясь о космических цифрах расходов на экономическую деятельность и потерь доходов от налоговых льгот, власти плохо представляют себе механизмы обеспечения эффективности и прозрачности помощи. Или не хотят представлять…
И вот, из года в год, во время бюджетного процесса расходы на государственную поддержку становятся объектом политических торгов при попытках договориться с различными группами влияния. В итоге в подходах к государственной поддержке преобладает ручное управление. Так непрозрачный механизм распределения помощи от государства вредит конкуренции, сдерживая развитие целых отраслей экономики.
Zavarnik