Канадская компания FortisBC отправила в Китай первую партию сжиженного природного газа (СПГ) в танк-контейнерах: 17 тонн, то есть более 23,5 млн кубометров. Как заявляют представители сторон сделки, True North Energy Corporation из Ванкувера и китайская CIMC Enric Holdings Ltd, использование танк-контейнеров позволяет импортировать СПГ без строительства дорогостоящих прибрежных заводов по регазификации.
Куда ни кинь — везде затраты…
Дорогостоящие терминалы регазификации — основной барьер на пути развития спотового рынка газа. Эта инфраструктура оборачивается повышением цены газа для конечного потребителя. К тому же прибрежные LNG-терминалы — это бутылочные горлышки, которые ограничивают поставки из газодобывающих регионов морским путём.
Сжижение газа — энергозатратный процесс, на который расходуется сам газ. Сжижение трёх тонн оплачивается примерно одной тонной, хотя технологии развиваются и удешевляют процесс.
Морская транспортировка сегодня — это специализированные дорогостоящие метановозы, значительная часть которых оснащена газовыми турбинными установками, то есть часть груза используется в качестве топлива. Эти махины нерентабельны при доставках небольших партий газа и привязаны к LNG-терминалам, как потребители к трубе. За исключением некоторых, оснащённых собственными регазификационными установками.
Процесс доставки СПГ от месторождения до потребителя включает транспортировку на завод, сжижение, переброску в порт в цистернах, перелив в складские ёмкости, перекачку на судно, перемещение по морю, перевалку в прибрежный терминал, регазификацию, транспортировку по трубе конечному потребителю. Такая цепочка убивает конкурентоспособность СПГ по цене в регионах с развитым трубопроводным газоснабжением и соответствующей привязкой к концу трубы, у которой находится то или иное газовое месторождение.
Но строительство и поддержание в работоспособном состоянии разветвлённой трубопроводной системы — тоже немалые затраты. При аналогичных стартовых позициях транспортировка СПГ потребителю на расстояние более 20 км от места добычи выгоднее прокладки магистрального газопровода с дальнейшей поставкой газа по трубе. Неслучайно Иран, не дождавшись достройки трубы в Пакистан, начал транспортировку газа по морю в криогенных LNG-контейнерах. И торгует успешно.
Чем дешевле будет обходиться транспортировка СПГ, тем более привлекательным по цене будет сжиженный газ. И самая перспективная для масштабирования технология — криогенные LNG-контейнеры.
Универсальный формат
Транспортировка в СПГ-контейнерах позволяет обходиться судами-контейнеровозами и избежать лишних перевалок. СПГ не нужно перемещать в складские цистерны перед закачкой на судно; снимается и необходимость обратной перекачки на берегу пункта назначения. Это снижает стоимость доставки газа примерно на 30 %. Плюс отпадает нужда в громадных складских ёмкостях хранения, строительство и обслуживание которых также забивается в цену газа для потребителя.
Контейнеровоз вместимостью около 20.000 TEU с полной загрузкой перевезёт за рейс более 250 млн кубометров газа. Сто рейсов дадут 30 млрд кубов — столько же, сколько за год может перекачать «супертруба» под названием «Сила Сибири», которую ещё надо построить и обслуживать, в то время как контейнеровозы могут брать газ «попутно», доставляя ровно столько, сколько нужно в пункте назначения.
Контейнеры выполняют и роль тары для хранения газа, а система их перемещения глобализирована и универсальна для любой точки мира. В 90-е годы Россия пробовала поставлять небольшие объёмы сжиженного газа в Европу, но столкнулась с нехваткой переливочных мощностей на границе, где нужно было менять вагоны-цистерны из-за разницы в ширине колеи. Газопровод победил окончательно, благодаря чему Россия в нулевые прозевала и сланцевую революцию, и рождение рынка СПГ.
Не было тогда контейнеров, которые с порцией газа и унифицированной быстрой перегрузкой на различные виды транспорта можно адресно доставить прямо на заправку, на предприятие, в коммунальное хозяйство, минуя магистральные трубопроводные системы, то есть дополнительные расходы на прокачку.
Регазификация на местах
Без преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное не обойтись: он не пригоден для использования в бытовых сетях и газовых баллонах. Залить себе жидкий углеводород в плиту не получится, разве что использовать его в качестве моторного топлива, да и то для специализированных машин.
Сегодня на рынке представлены не только малые регазификационные установки, но даже мобильные. Стимулировать спрос на СПГ и сопутствующую инфраструктуру в Украине может только либерализация рынка газа с открытым доступом на него различных поставщиков. Причём речь идёт не столько о промышленном секторе, где доля «Нафтогаза» уже менее 10 %, а о бытовом, с возможностью продавать СПГ не только населённым пунктам, но и отдельным домовладениям.
Производство СПГ могло бы стать важным направлением бизнеса для газодобытчиков и производителей биогаза. Последние, преимущественно агрокомпании, сегодня генерируют метан в объёмах, необходимых для обеспечения собственного производства. Но перспективы заняться порционным газотрейдингом многие рассмотрели бы всерьёз, ведь сегодня доступны и малотоннажные установки для сжижения газа. А место в портах найдётся как для экспорта, так и для импорта. За 8 месяцев уходящего года объём морских контейнерных перевозок через украинские порты составил всего 372 тыс. TEU — притом, что общий потенциал контейнерных мощностей в Украине составляет 3,4 млн TEU, избыточность которых, при продолжающемся строительстве новых терминалов на фоне падения перевалки, разрастается в отдельную проблему…
Zavarnik