Это что за остановка?
Открытие безвизового режима для Украины, безусловно, стало долгожданным и приятным событием 2017 года. Соответственно не заставили себя ждать амбициозные заявления первых лиц государства о реальных перспективах нашего членства в Евросоюзе. К таким заявлениям мы уже привыкли. Насколько они обоснованы теперь?
Опасные «вольности»
Ушедший год не только унёс с собой визовый режим, — вступило в силу Соглашение об ассоциации с ЕС. Но стоит напомнить, что основная подготовка к этому была проделана раньше; нам оставалось только дождаться, пока Европарламент усовершенствует механизм безвизового общения и после выборов во Франции и Нидерландах окончательно ратифицирует «украинский вопрос». Это победы, но не 2017 года.
А вот первые разочарования от реального положения дел мы увидели довольно быстро. Не прошло и полгода, как зазвучали заявления западных партнёров о несоблюдении Украиной условий соглашения. А значит возможна приостановка безвиза, который (после его принятия) перестал быть рычагом принуждения местных властей к реформам.
Но здесь и украинская сторона постаралась: рекордно быстро президентский законопроект «О внесении изменений в законы относительно обеспечения парламентского контроля», противоречащий безвизовым обещаниям в отношении борьбы с коррупцией, был внесён в Раду. Возмутило европейских и американских кураторов не только покушение на независимость антикоррупционных органов, но и то, что наши законодатели не испугались реакции Запада на свои «вольности».
Молчание — знак согласия?
Соглашение об ассоциации с ЕС уже вступило в силу 1 сентября, но предусмотренные в нём планы имплементации на начало 2018 года выполнены только на 11 % — 10 пунктов из 86. Если это не провал, то серьёзное торможение на пути в Европу.
Ни одного решения не разработано для морского транспорта. Есть некоторые успехи в повышении энергоэффективности зданий, но Фонд энергоэффективности с большим опозданием, возможно, начнёт полноценно работать только в 2018 году.
Преодолел вето Президента Закон «Об оценке влияния на окружающую среду», но отложен на неопределённое время проект закона о стратегической экологической оценке бизнеса.
Что же касается прогресса в техническом регулировании торговли — он есть. Но среди наших экспортных товаров по-прежнему слишком мало таких, которые имели бы высокую добавленную стоимость. А серьёзных реформ и улучшения условий для инвесторов пока не видать.
К прогрессивным шагам стоит отнести заявку Украины на присоединение к Региональной конвенции о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах. Это может способствовать улучшению торговых отношений с Европой, — если, конечно, этим правилам следовать.
Но слишком сильны и негативные факторы. Например, объединение части оппозиции и власти при обсуждении законопроекта «Покупай украинское», противоречащего финансовым интересам европейских экспортёров. И посол ЕС, и вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции, и Минэкономразвития при поддержке экспертов указали на опасности и коррупционные риски проекта. А наши первые лица промолчали…
Первое европейское предупреждение
«Дружба дружбой, а денежки врозь», — могли бы сказать европейские партнёры. Да, собственно, уже и сказали.
«Наша поддержка Украины не является безусловной. Средства ЕС всегда подлежат тщательному мониторингу и отчётности и сопровождаются рядом жёстких условий, по которым должен наблюдаться долгосрочный прогресс», — отмечают в Европейской службе внешних связей.
Очередной 600-миллионный транш ЕС притормозили ещё до появления скандального законопроекта об антикоррупционном суде. А вот заявления представителей МВФ о возможной приостановке сотрудничества появились как раз в ночь обсуждения.
Да и политические бонусы евроинтеграции теперь под вопросом. По словам французского посла Элизабет Дюмон, Евросоюз сам находится в процессе перестройки, причём не только из-за Brexit, и сближаться с ненадёжными партнёрами никто не станет. Да ведь никто не обещал Украине полноправное членство даже в самые радужные периоды взаимности.
Но есть риск лишиться и тех достижений, которые уже признаны. Еврокомиссия обязана отчитываться о выполнении Украиной условий безвиза ежегодно, и если налицо хотя бы одно из пяти «но» — запускается процедура приостановки. Откат реформ как раз один из таких критериев.
«Сегодня мы призываем ускорить имплементацию реформ. Только так граждане Украины получат в полной мере выгоды от нашего партнёрства. Украина может положиться на поддержку ЕС в достижении этих целей», — подчёркивает представитель ЕС Федерика Могерини.
По статистике, европейский вектор развития поддерживают 60 % граждан Украины. Но для успеха движения в избранном направлении без решительных мер не обойтись.
Zavarnik