Если и правомерно было говорить о нашей финансовой стабильности в последние годы, то сегодня она под угрозой. Предстоят крупные выплаты по внешним задолженностям. В Нацбанке утверждают, что критически важно не прекращать сотрудничество с Международным валютным фондом, иначе большие долларовые выплаты могут серьёзно подкосить курс гривни. Что же, снова девальвация? Как мы будем выпутываться из этой кабалы?
Невесёлый баланс
На конец 2017 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял свыше $76,3 млрд, или по текущему курсу — около 2 трлн грн. Как накопилась такая сумма? Постепенно… С 2014 по 2016 год, например, мы получили в долларах от МВФ 5,6 млрд, от США в счёт гособлигаций — 3 млрд, 2,3 млрд от Международного банка реконструкции и развития, 2,25 млрд от Евросоюза, 400 млн от Канадского экспортного агентства; в евро — 200 млн от Немецкого кредитного учреждения; в йенах — 47 млрд от Японского агентства международного сотрудничества. В прошлом году мы успели занять ещё $4,36 млрд.
На то, что мы должны МВФ, была предоставлена отсрочка два года. И вот она подходит к концу. $1,27 млрд мы уже отдали, а в наступившем году требуется «наскрести» ещё $4,5 млрд. Да и другие кредиторы жду от нас возврат $2,6 млрд. Итого нужно выплатить $7,1 млрд.
Может быть, того, что у нас есть, вполне хватит на эти выплаты? Из резерва НБУ — $18,8 млрд на начало года — мы должны отдать около 40 % своих «подкожных». Добавим к этому обязательства по внутренним долгам, и получится уже $9 млрд. Долг в половину золотовалютных резервов — серьёзная угроза стабильности национальной валюты. Тем более что в следующем году мы должны будем выплатить ещё больше.
Перезанять, чтоб переотдать?
Классический приём переодолжить — самый очевидный. Вроде бы и программа сотрудничества с МВФ ещё не окончена, срок её действия — март 2019 года. И получили мы пока что всего лишь $8,8 млрд из $17,5 обещанных. Но есть условия, которые достаточно жёстко поставлены перед нами: прогресс реформ. И похоже, что готовность к реформам наших законодателей охладела настолько, что выполнить эти условия страна не в силах. Потому и следующий транш мы никак не получим. А условия не новые: создание антикоррупционного суда, повышение цен на газ и повышение пенсионного возраста.
Что же касается других возможных кредиторов, — как известно, они очень внимательно следят за движениями и риторикой эмиссаров МВФ. Требования к нам у Евросоюза, ЕБРР, США те же — прогресс реформ. Можно ли получить поблажку? Можно. Но это очень влияет на процентные ставки по предполагаемым займам. В сторону увеличения.
Наша песня хороша…
НБУ старательно демонстрирует оптимизм в отношении международной помощи Украине. В частности, в конце прошлого года регулятор успокаивал нас и себя: мы можем претендовать на два транша от МВФ в I и III кварталах 2018 года. Сейчас риторика изменилась. Ожидаемая сумма тоже. Причём если до конца второго квартала мы не дождёмся денег, то программу можно считать прекращённой. Руководство Минфина же сохраняет оптимизм.
19 января 2018 года на заседании Совета по финансовой стабильности собрались руководители НБУ, Минфина, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Было принято обращение к органам власти: просьба содействовать тому, чтобы сотрудничество с МВФ и другими внешними кредиторами продолжалось. Цель — получить $2 млрд в качестве кредита от МВФ, ЕС и Мирового банка и таким образом увеличить золотовалютные резервы до $20,5 млрд до конца текущего года. Но даже если это получится, в 2019 и 2020 году нас всё равно ожидают пиковые выплаты по долгам, признают чиновники НБУ, а значит — неизбежное сокращение валютных резервов и дефицит платёжного баланса.
Поэтому вся надежда — на новую программу сотрудничества, которая позволит получать помощь и после марта 2019 года. Но такие перспективы ещё даже не начинали обсуждать. Что же касается траншей в этом году, сначала надо выполнить обещанное, а уж потом, через пару месяцев, можно будет надеяться на какие-то деньги. Предварительно дождавшись в гости миссию МВФ.
НБУ выражает надежду, что все необходимые законодательные изменения можно провести в парламенте за пару недель. Но пока что видимого прогресса нет. Есть только туманные заверения в «хороших и конструктивных» отношениях международного донора и сидящей на валютной игле страны. И небольшая помощь Еврокомиссии — миллиард евро для поддержки экономической стабилизации и структурных реформ… Было бы что поддерживать.
Zavarnik