Зачем отправлять SMS, если есть мессенджер? Ответ на этот вопрос знают большинство украинцев, и почти все они делают выбор в пользу интернет-сервиса, а не телефонного оператора. Приложения уже выиграли битву в сегменте текстовых межпользовательских сообщений, и в скором времени SMS останутся инструментом общения в сфере B2C, в чём-то повторяя судьбу проводной телефонной связи. Смогут ли сотовые компании отстоять другие куски своего пирога?
Векторы пользовательского интереса
Viber рапортует, что за прошлый год расширил круг пользователей в Украине на 11 %, но поголовный учёт не сообщает. В конце 2016 года сообщалось о 16 млн аккаунтов с украинской регистрацией. Можно говорить о том, что Viber установлен в смартфоне каждого второго украинца.
При этом рынок SMS демонстрирует снижение, хотя у крупнейшего оператора — «Киевстара» в минувшем году их число выросло на 4 % (2,9 млрд сообщений). У Vodafone их количество за год снизилось с 1,9 млрд до 1,6 млрд. Снижение пользовательского интереса видно по сокращению числа SMS в новогоднюю ночь; у «Киевстара», например, на 10 млн по сравнению с 2016 годом.
Через Viber украинцы отправили за год 95 млрд сообщений. И это только один из мессенджеров. По данным мобильного маркетинга LEAD9, у 91 % пользователей смартфонов в Украине уже имеется приложение для коммуникации. При этом Viber установлен у 85 % опрошенных, Facebook Messenger — у 45 %, Skype — у 33 %.
Реинкарнацию сервисов типа ICQ, сверхпопулярных в конце 1990-х, вызвало наступление эры смартфонов. «Мобилизация» интернета требовала лаконичности интерфейса и максимальной простоты использования. Пользоваться новыми «аськами» в смартфонах куда удобнее, чем системами SMS-MMS. А распространение Wi-Fi и подгрузка интернета почти к каждому пакету мобильной связи сделали мессенджеры в глазах пользователей условно бесплатными. Поэтому даже наличие определённого числа бесплатных SMS в предлагаемых пакетах не выглядит интересным для обладателей смартфонов.
Согласно отчёту Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, SMS, MMS и контент–услуги приносят мобильным операторам 25 % совокупного дохода (9,5 млрд грн). Поддерживает направление корпоративный сектор. Основную долю SMS в сетях обеспечивают сервисные сообщения: от банков, интернет-магазинов, такси и подобных им автоматизированных систем. А вот пользователям общаться в мессенджерах удобнее.
Эволюционный скачок
Как подсчитали аналитики App Annie, в 2017 году в мире было загружено 175 млрд сообщений, что на 60 % больше, чем в 2015-м. В среднем пользователь висит онлайн по полтора месяца в год. Время присутствия в мобильных браузерах — в 7 раз меньше и продолжает сокращаться. Аналогична ситуация с соцсетями: крупнейшие поспешили не только обзавестись собственными мессенджерами, но и прикупить сторонние.
Мессенджеры не просто связывают абонентов, но и выступают в качестве каналов маркетинговой и информационной коммуникации, стремясь к тому, чтобы подвинуть браузерный интернет, а в перспективе — и поисковики. Причём это далеко не ключевая цель, а скорее эффект от экспансии мессенджеров. Примером может служить китайский WeChat. В приложении пользователь может получать актуальные новости, вызывать такси, заказывать столик в кафе, оплачивать счета тысяч компаний. Так зачем бороздить просторы интернета?
Заберут и голос
Мобильных операторов беспокоит перспектива потерять вслед за текстом ещё и голос. Сулившая дополнительные доходы от продажи интернет-трафика смартфонизация теперь работает против сотовых операторов. Через Viber в Украине в прошлом году был сделан 1 млрд звонков — в 2 раза больше, чем в 2016-м; правда, наговорили через него только 6 млрд минут, а у ведущих операторов показатели превышают 30 млрд минут. Однако у мессенджеров прирост звонков оценивается сотнями процентов в год, что неизбежно приведёт к оттоку времени от операторов.
Для сохранения позиций в разговорном сегменте операторам нужно особо трепетно относиться к «бюджетникам», предпочитающим минимальные тарифы. «Киевстар» в прошлом году увеличил базу абонентов на 400 тысяч, в том числе за счёт перебежчиков из lifecell, ударившего ценами по тарифным планам. Сохраняя базу разговорных абонентов, «Киевстар» взял основные стратегические высоты на тендерах 4G. Это логично, ведь люди с кнопочными телефонами продолжат разговаривать, а вот ставка lifecell на прогрессивных абонентов со смартфонами, которым планировалось продавать трафик, не оправдалась. Собственный мессенджер Turkcell BIP проигрывает тому же Viber: турецкие и украинские абоненты компании отправляют 71 млн сообщений в день; Viber только по Украине пересылает 150 млн. В конце прошлого года доход этого оператора упал на 3,4 %, несмотря на постоянное повышение тарифов.
Дело — труба?
В 2017-м общий доход компаний мобильной связи в Украине составил 37,5 млрд грн. Доходы от продажи трафика и голоса практически сравнялись: звонки принесли 12,9 млрд грн, мобильный интернет — 12,2 млрд грн. Смартфонизация населения радовала сотовых операторов, отбиравших доходы у провайдеров проводного интернета. Но вторая итерация коммуникационных приложений оказалась столь функциональной и удобной для использования на смартфонах, что грозит прибить «мобильщиков», на клиентуре которых она буйно расцветает. А у сотовых компаний, вероятно, останется своя ниша в инфраструктуре и продаже интернет-трафика. Если, конечно, они не сделают свои мессенджеры принудительно эксклюзивными для абонентов.
Zavarnik