26 июня Совет Европейского Союза согласился выделить Украине миллиард евро. Бурная радость наших властей несколько омрачается пониманием: это не подарок за «хорошее поведение», а очередной долг, сопровождающийся списком условий. Так, может, уже хватит? Чем обернётся для страны новая программа европейской помощи?
Хватаемся за соломинку
Согласно решению европейских партнёров Украина получит макропомощь двумя траншами по 500 млн евро в течение двух лет. Цель знакома: «экономическая стабилизация и программа проведения структурных реформ».
Первые деньги поступят осенью, и к тому моменту Еврокомиссия и Совет ЕС подготовят меморандум с подробными условиями их получения. После ратификации в Верховной Раде договор вступит в силу.
Те, кто следит за ситуацией, помнят, что эта программа — уже четвёртая по счёту. Предыдущая программа макрофинансовой помощи Украине оборвалась в январе: мы остались без выплаты последнего транша в 600 млн евро, поскольку не смогли выполнить условия Европы.
По поводу новой «соломинки» для поддержания на плаву отечественной экономики недавно высказался глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак: мол, денег могло бы быть и побольше, но и на том спасибо. «В течение ближайших трёх лет у нас будет пик внешних долговых выплат. И без помощи от ЕС, МВФ и других структур Украина не сможет обслуживать свой внешний долг. А это означало бы дефолт. Поэтому нам нужны новые вливания, — заявил он. По его мнению, в МВФ увидели, что мы выполняем требование создать антикоррупционный суд, и сигнализировали о готовности продолжать сотрудничество с нами, на что ЕС отреагировал решением предоставить свою помощь. Её будут выделять поэтапно, и если Киев перестанет выполнять взятые на себя обязательства, то финансирование снова может быть прекращено.
Перезанять, чтобы переотдать
«Если говорить, что нам не нужна макрофинансовая помощь, нам не нужно брать деньги, мы как-то сами, то интересно посмотреть на тех, кто так говорит: могут ли они ниоткуда взять один миллиард евро и положить его на стол», — вторит Новаку заместитель главы Стратегической группы советников за поддержку реформ Павел Кухта.
Советник признаёт, что ЕС сейчас по сути будет страховать бюджет Украины: «Они финансируют совместные расходы бюджета: пенсии, военные расходы, зарплаты и прочее. А также некоторые закупки товаров и услуг государством в соответствии с помесячной росписью государственного бюджета».
Не помешает вспомнить о том, что к лету 2018 года мы только ЕС уже были должны $3,27 млрд, «занятых» с 2014 по 2017 годы. Всего же у Украины государственных и гарантированных долгов на сегодняшний день насчитывается $47,1 млрд, из которых $9,2 млрд — на совести нынешнего правительства, то есть наросшие за последние 5 лет. А внутренние долги? На 1 июня текущего года они составили 760 млрд грн — на 460 млрд грн больше цифры 2013 года.
Ситуация не вызывает оптимизма даже у тех, кто прежде свято верил в успех кредитной политики. С внутренними кредиторами скорее всего расплатятся до выборов включением печатного станка. А с внешними? Уже в следующем году правительству придётся начать погашать долги по еврооблигациям, реструктуризированные Натальей Яресько. В сумме они составляют уже больше $23 млрд. Ещё $13 млрд — должок Международному валютному фонду. Примерно $1 млрд из них уже погасили в этом году. До конца года надо отдать ещё столько же, а остаток выплатить до 2027 года.
Даже у самых отъявленных оптимистов закрадывается подозрение, что наши старые долги гасятся за счёт появления новых обязательств. Можно ли это назвать конструктивной политикой? Когда твой безработный сосед снова и снова «перезанимает, чтобы переотдать», при этом ничего не делая для улучшения ситуации, как скоро ты откажешься входить в его положение?
За последние три года Мировой банк предоставил Украине $1,75 млрд. Около $0,85 млрд подкинули Канада, Япония и Германия. ЕБРР и ЕИБ похоже скоро наглухо застегнут кошельки, да и остальные международные доноры отделываются обещаниями…
Спихнут на преемников?
Если в этом году правительство надеется разобраться со срочными выплатами за счёт уже обещанной помощи, то что будет дальше? Ведь под ёлочку к концу 2019 года мы должны будем отдать внешним кредиторам уже $6 млрд. А в 2020 году — ещё $6,9 млрд. В 2021 и 2022 годах только на обслуживание внешнего долга придётся пустить $6 млрд и $4 млрд соответственно, — конечно, если не успеем назанимать ещё.
Всё больше экспертов склоняются к мнению, что на данный момент погасить все эти долги Украина в состоянии. Насколько выполнение требований МВФ в обмен на финансовые инъекции идёт на пользу нашему обществу, каждый может понять сам, оценив уровень своего благосостояния год, два, пять лет назад и сегодня. А также перспективы выхода не пенсию в старости.
Тем не менее призывы экспертов выплатить уже привлечённые долги и не брать новых, выпустить новые долларовые и евро ОВГЗ и покрыть обязательства перед иностранными кредиторами не встречают понимания наверху. А ведь в этом случае проценты по гособлигациям получали бы граждане Украины и украинские банки, а не зарубежные офшоры. Но пока вся экономическая политика государства будет сводиться к привлечению новых займов, которые выплачивать будет «новая власть», о надеждах на лучшее говорить не приходится.
Zavarnik