23 июля исполняющая обязанности министра финансов Украины Оксана Маркарова подписала в Лондоне многостороннюю конвенцию MLI. Этот документ — часть Плана действий по борьбе с размыванием базы налогообложения и перемещением доходов за границу BEPS; для нас важный шаг в этой борьбе. Но теперь у тех, кто выводил капиталы в страны с более мягкой налоговой политикой по другим соображениям, могут возникнуть сложности.
Подписали. Что дальше?
Конвенция MLI (Multilateral Instrument) позволяет быстро внести изменения одновременно во все существующие конвенции об избежании двойного налогообложения с теми странами, которые тоже согласны изменить свои правила. Украина уже подписала около 80 таких соглашений, — например, с Нидерландами, Великобританией, Кипром. Цель проста: облагать налогом барыши мультинационального бизнеса лишь в одной из стран. Это коснётся и дивидендов, и процентов, и роялти.
Теперь Конвенцию осталось ратифицировать в Верховной Раде до конца текущего года. Эксперты считают, что это произойдёт, иначе мы автоматически пополним список офшорных территорий.
Практика двойного избежания
История этой инициативы насчитывает уже лет пять. С 2013 года в мире внедряется План борьбы с BEPS — Base erosion and profit shifting, к которому мы присоединились год назад, в частности пообещав внести изменения в соответствующие соглашения. И это вовсе не лишает прибыли бюджет страны: зачастую такие соглашения позволяли участникам не платить налоги вовсе.
Как известно, в Украине налог на прибыль составляет 18 %. Отечественные бизнесмены при выводе капитала обязаны отдать ещё 15 %. А вот у нерезидентов вариантов больше. В некоторых случаях договоры об избежании двойного налогообложения были составлены так, что компания могла ничего не платить ни в украинскую казну, ни в бюджет того государства, где была зарегистрирована. Например, в Нидерландах налог на дивиденды выплачивается по ставке 0 %. Неудивительно, что именно в эту страну украинские компании больше дивидендов и переводят — около 40 % всего объёма. Ещё 25 % уходят на Кипр: здесь ставка не нулевая, но всё-таки ниже, чем дома. Раньше для реализации схемы достаточно было зарегистрировать холдинг в этих странах; персонал, офис, и прочие атрибуты легальности предприятия не требовались.
Что изменит MLI
Новый документ, подписанный 23 июля, позволит ужесточить контроль за перемещениями капитала. Любая транзакция должна будет проверяться налоговыми органами с позиций Плана BEPS. В случае сомнений в легальности бизнеса его владельцам нулевой ставки не видать, а значит «заносить» придётся государству Украина — 15 %. С присоединением страны к Конвенции MLI теряется смысл регистрации таких «номинальных» компаний. А проверить, существует ли реально бизнес в тех же Нидерландах, можно разными способами. Например, через мониторинг профилей сотрудников на LinkedIn.
Правда, кипрский или голландский вариант — лишь часть спектра. И регистрироваться за рубежом украинскому бизнесу бывает интересно не только для перепрятывания капиталов. Защита активов, привлекательность для иностранных инвесторов, кредиты ведущих банков мира… Причин найдётся достаточно.
Из песни слова не выкинешь
Руководство Национального банка Украины приветствует подписание конвенции, подчёркивая, что эффективное налоговое регулирование в стране — одна из предпосылок окончательного перехода к свободному движению капитала. И после ратификации страна сможет выполнить два из четырёх пунктов минимального стандарта Плана BEPS. Конкретно это шаг № 6 — недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями, и шаг № 14 — усовершенствование процедуры взаимного согласования путём разрешения споров.
Но, отмечают чиновники НБУ, для улучшения финансовой ситуации в стране нужны и другие шаги. Все они определены, проблема лишь в реализации. Так, из Плана BEPS, как слово из песни, не выкинешь шаг № 3 — раскрытие физическими лицами — резидентами Украины своего участия в иностранных предприятиях, которые они контролируют (know your client), и правила налогообложения таких предприятий; шаг № 4 — борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и другие финансовые транзакции ограничением расходов на финансовые операции со связанными лицами; шаг № 7 — искоренение схем искусственного избежания статуса постоянного представительства; шаг № 13 — оптимизация требований к документированию трансфертного ценообразования и правил отчётности в разрезе стран для международных групп компаний, также входящих в минимальный стандарт.
Ликвидация любых разночтений, пробелов и несогласованности в отечественном и международном налоговом законодательстве пойдёт на пользу национальному бюджету Украины. В то же время реализация двусторонних шагов будет успешной лишь при условии сотрудничества между налоговыми органами членов Конвенции.
Zavarnik