Бюджет неудовлетворения
Трудно анализировать бюджет, которого нет. Первое чтение – это полуфабрикат. В процессе “выпечки” он всегда изменялся до неузнаваемости. Но в этот раз сложилась беспрецедентная коллизия. Правительство сделало все, чтобы угодить МВФ, но тот усвоил фокус с “перевоплощением” и сказал, что не даст денег, пока не увидит принятый окончательно текст. Депутатам нужно голосовать немедленно и без поправок. Или править, как обычно, до декабря. Но тогда транша может не быть. Мы попали...
Проект бюджета, представленный Верховной Раде, отражает внутреннее состояние правительства – неуверенность и пессимизм. Видно, что работают на автопилоте. Промышленный рост – такой же, как в этом году (реальный, не прогнозный) – 3%. Инфляция ниже (7,4% против 9% в этом году), но в нее никто не верит.
Прожиточный минимум выше, но все равно он не прожиточный, а формальный. На 1853-2027 грн. в 2019 году нельзя будет даже теоретически прожить, как и на 1777 грн. в 2018-м. Повышение минимальной зарплаты (до 4175 грн. в 2019-м) стало традицией, которая помогает сбалансировать поступления в Пенсионный фонд (ПФ). Чем выше минимальная зарплата, тем больше приходится платить ЕСВ (единый соцвзнос).
Но, как показывает опыт этого лета, такая конфигурация не спасает от “кассовых разрывов” Госказначейства и задержки пенсий. И вообще, почему-то не наполняет Пенсионный фонд. Он остается обескровленным и дальше. Как его сбалансировать? Никто не знает. Дефицит ПФ в 2019 году – 166 млрд. грн., на 20% больше чем в 2018-м.
Прогноз доходов сводного бюджета на 2019-й составляет 1,292 трлн. грн. Прогнозные показатели увеличены на 130,5 млрд. грн. или на 11,2%. Это вдвое меньше, чем амбициозные планы этого года: хотели получить плюс 21%. Но вместо этого имеем выполнение бюджета за январь-июль 2018 года с дефицитом на уровне 13,3 млрд. грн. против 27 млрд. грн. профицита за аналогичный период предыдущего года.
Промышленное производство за январь-июль 2018-го выросло всего на 2,6%, а грузооборот вообще снизился на 1,7%. Бюджет за январь-июль 2018 года выполнен с дефицитом на уровне 13,356 млрд. грн. против 27,003 млрд. грн. профицита за аналогичный период предыдущего года. Это официальные данные Государственной казначейской службы. Есть еще время наверстать. Но не факт, что это выйдет.
В том, что бюджет-2018, если и получится выполнить, то с большим напряжением, Минфин винит депутатов. И.о. министра финансов Оксана Маркарова во время переговоров с МВФ уверяла представителей миссии, что дефицит останется в рамках 2,6% ВВП. А проблемы с выполнением, по ее словам, возникли потому, что парламент в процессе принятия бюджета увеличил его показатели. И возникла нестыковка.
На следующий год размер дефицита бюджета сохранен на том же уровне, что и в нынешнем – 2,26%. Это исключительное требование МВФ. Вообще, у Международного валютного фонда есть несколько стандартных трафаретов, которые он применяет к соискателям кредитов. Дефицит бюджета – главный показатель, с которого начинаются все дискуссии. Сначала определяется дефицит, а потом под него “выкраиваются” доходы и расходы. Лишнее отрезается. Как правило, этим “лишним” оказываются соцвыплаты и программы развития.
Понятно, что перед двойными выборами – президентскими и парламентскими – трудно надеяться, что депутаты проголосуют за прожиточный минимум на уровне 1853 грн. И хотя это формальная величина, ею можно манипулировать в предвыборной перебранке.
Оппозиции не нравится, что индексацию пенсий назначили на март, аккурат под президентские выборы. Все понимают, ПОЧЕМУ именно в марте. А я не январе или даже феврале: старички не успеют забыть, что власть их облагоденствовала.
Лоббистам не нравится, что в бюджет, составленный для МВФ в формате жесткой экономии, не попали их “подопечные”. Не все парламентарии говорят об этом вслух. Большинство решает вопросы кулуарно. Шумят лишь “оборонщики”. Им можно. Армия – это святое.
Уже проскочила информация, что комитет по вопросам нацбезопасности и обороны не будет поддерживать проект бюджета на 2019 год в редакции Кабмина, ибо там нет 7 млрд. грн. на конкретные оборонные предприятия. То, что в целом на оборонный сектор запланировано почти 210 млрд. грн., а на всю социалку, включая субсидии и пенсии – 301,8 млрд. грн., не убеждает.
Ну, что ж. Как говорилось в известном анекдоте о гостеприимном вожде племени людоедов: не нравится, не ешь. Власть оказалась перед непростым выбором: или соглашаться на ультиматум МВФ – принимать бюджет в варианте первого чтения и рассчитывать на транш до конца года, или попрощаться с мечтой о деньгах и делать с бюджетом все, что угодно. Такого поворота никто не ожидал.
Как написали “Українські Новини”, которые опять первыми сообщили о перемене настроения у МВФ, новое условие было выдвинуто неожиданно для украинской стороны уже в процессе переговоров с 6 до 19 сентября. “Это фактически подтверждает полную потерю у МВФ доверия к украинской власти и наверняка вызвано тем, что в последние 1,5-2 года данные обещания не выполняются”, – отмечается в публикации.
Не удивительно, что на момент написания этого материала официальных заявлений, которые обычно делаются после окончания работы миссии в Украине, не прозвучало: ни с нашей стороны, ни от МВФ. Сказать-то нечего!
С другой стороны, молчание означает, что игра еще не окончена. Эксперты допускают, что осталась надежда “договориться по-хорошему” во время визита Петра Порошенко в США на Генассамблею ООН. Но даже если он встретится с руководством МВФ, это не дает гарантий предоставления нам транша без бюджета.
Так же мы явно будем просить американцев оказать посильную помощь в виде давления на МВФ, где они имеют “контрольный пакет акций”. Но захотят ли Штаты в очередной раз спасать Украину, особенно после публичных разборок Сытника и Холодницкого, которые полностью дискредитировали имидж новых антикоррупционных органов, созданных по американскому проекту. Недюжинный талант надо иметь, чтобы так разочаровать “вашингтонский обком”.
Версии