В сентябре в «Укринформе» состоялась презентация исследования «Лизинговая отрасль в Украине: тенденции и рекомендации для роста». Это часть проекта USAID «Трансформация финансового сектора». Внимание такой авторитетной организации к теме лизинга само по себе говорит о важности этого инструмента для финансового сектора страны. Рекомендации, составленные по итогам исследования, дают понимание, как лизингу занять своё место в экономике Украины не в теории, а на практике.
Хроника падений и взлётов
Авторы исследования признают, что ещё три года назад рынок лизинга находился в упадке, как, впрочем, и весь отечественный финансовый сектор. Так, в 2015 году количество лизинговых соглашений сократилось на 42 % по сравнению с показателями 2014-го.
Но почти сразу же после этого падения сфера лизинга стала набирать обороты: например, в начале прошлого года количество лизинговых договоров удвоилось, а к 1 января 2018-го было заключено лизинговых договоров на сумму 12,8 млрд грн. За первое полугодие текущего года лизингодатели не из банковского сектора заключили договоров на 10,6 млрд грн — это уже 80 % всего прошлогоднего объёма.
Тем не менее три послекризисных года прошли в состоянии турбулентности. Банковская сфера, которая оказывает непосредственное влияние на весь финансовый сектор, в этот же период вообще пережила так называемый банкопад, который существенно изменил расклад сил (госбанки заняли половину рынка) и привёл к потере 40 % ВВП.
Повод для оптимизма
Худшие времена для сферы лизинга позади, — таково настроение участников рынка, таковы данные исследования USAID.
Один из важных поводов для оптимизма — высокая востребованность услуг лизинга. По оценкам Немецкой консультативной группы в Украине, дефицит финансирования малого бизнеса в нашей стране превышает 9 млрд евро! Это колоссальная сумма. Сравните её с тем $1 млрд кредита, за который правительство Украины ведёт «позиционные бои» с МВФ. И рассчитывать на получение малым бизнесом этих 9 млрд евро из банковского сектора — утопия.
Начнём с того, что банки вряд ли способны одолеть такой объём кредитования, тем более что хронической болезнью банковского сектора (которая, к слову, отчасти и привела к кризису) является предпочтение кредитования связанных юридических лиц или по крайней мере крупных компаний. Одно из подтверждений этого тезиса: кредиты частному сектору в Украине составляют лишь около 50 % (48 % в 2016-м после 54 % в 2014-м), тогда как в Польше, например, все 60 %.
Кроме того, банковские кредиты на сегодняшний день ложатся на частные предприятия тяжёлым грузом. Как минимум ставки в банках значительно выше ставок по лизинговым договорам. Есть и ещё ряд различий, которые в итоге образуют существенную разницу между кредитом и лизингом. Например, на лизингодателя ложится ответственность по оформлению и уплате налогов при приобретении объекта лизинга; в лизинге, как правило, отсутствует большой первый платёж и т. д.
Полоса препятствий
Указанные в исследовании «Лизинговая отрасль в Украине: тенденции и рекомендации для роста» препятствия для развития этой сферы перекликаются с теми сложностями, которые называют сами игроки рынка.
Во-первых, сложности малого и среднего бизнеса рикошетом бьют и по лизинговому бизнесу: если предпринимательство зарегулировано, испытывает давление и в связи с этим проявляет вынужденную пассивность, то невостребованными остаются и любые финансовые услуги. Преференции со стороны государства непосредственно для финучреждений также помогли бы активизации бизнеса.
Во-вторых, сфера лизинга по-прежнему работает по устаревшему законодательству.
В-третьих, украинские бизнесмены, как это ни парадоксально для информационного века, часто плохо осведомлены о возможностях лизинга и воспринимают банковские кредиты или прямое инвестирование как практически безальтернативные варианты получения средств на развитие.
Плавание в море возможностей
Много возможностей для роста скрыто и в структуре украинского лизинга.
В нашей стране этой финансовой услугой пользуются в основном для закупки транспорта и сельскохозяйственной техники или оборудования (суммарно это почти 100 % оформленного в лизинг оборудования), тогда как в экономически успешных странах значительную долю рынка лизинга занимают IT-оборудование и офисная техника (около 70 % в Японии, около 35 % в США). В Польше и США около 20 % структуры лизинга техники составляет производственное оборудование. В Украине этот сегмент практически не приобретается в лизинг.
Даже пессимистический сценарий развития сферы лизинга в Украине будет означать рост в разы уже в ближайшие годы. Мы понимаем это, сравнивая потребность малого и среднего бизнеса в 9 млрд евро (290 млрд грн) и ежегодную «заполняемость» рынка лизинговых услуг — менее 15 млрд грн. Мы также можем убедиться в этом, оценивая мировые тенденции: в США объём нового бизнеса — главного потребителя лизинговых услуг — прирастает примерно на 10 % ежегодно, а по оценкам Еврокомиссии для каждого второго малого и среднего предприятия в ЕС такие услуги критически важны.
Zavarnik