Минэкономразвития разрабатывает документ под названием Концепция государственной политики в сфере криптовалют. Чиновникипредполагают дать определения основных активов в сфере виртуального обмена обязательствами, пригодные для использования в юридическом поле.Определить юридический статус криптовалют планируется в течение ближайшего года,а затем до 2021 года внедрить целый ряд регулятивных механизмов.
Теоретические возможности
Под финансовый надзор предполагается поставить провайдеров кошельков для хранения виртуальных валют. А майнерам позволят официально пользоваться банковскими услугами, к которым автоматически прилагается деанонимизация и неподдельный интерес со стороны фискальных органов.
Радует это майнеров и провайдеров или нет, но теоретически у них появится возможность привлекать инвестиции уже в качестве официально работающих украинских компаний и в этом статусе проводить ICO и ITO.Расширятся возможности обмена товарами и услугами посредством криптовалют.
Легализация майнингаи блокчейна формально сопровождается внесением в национальный классификатор и фиксируется получением кода КВЭД. При этом возможность использования криптовалют, блокчейна и смарт-контрактов, вероятно, будет прописана не только для бизнеса в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, но и для физлиц-предпринимателей.
Такая законодательная прошивка сверху донизу просто необходима для того, чтобы обеспечить полный контроль за перемещением средств в интересах финансовых структур, которые используют блокчейн-разработки для введения всеобщей цифровизации. Блокчейн и криптовалюты — связанные технологии, которые сегодня используются как отдельные инструменты для перестройки различных участков глобальной финансовой системы.
Блокчейны приватные и публичные
Ведущие финансовые компании вживляют отработанные сценарии и эффективные решения в свои бизнес-процессы. СМИ едвауспеваютфиксироватьэтапывсеобщей«блокчейнизации».
Так, в октябре о планах токенизировать данные клиентов в международных банковских переводах заявила компанияVisa. Новый продукт называется B2B Connect, он использует новый метод обработки трансграничных денежных переводов с цифровым идентификатором сведений о компании. Базой системы станет архитектура HyperledgerFabric от Linux.
Испанский BBVA, японский MUFG и французский BNP Paribas выдали кредит на $150 млн испанской компании RedElectrica, используя для переговоров приватный блокчейн и зарегистрировав договор на публичной платформе BlockchainEthereum. Это первый в мире кредит на блокчейне.
Таким образом, первыми к этой сфере подключаются системы корпоративного кредитования, а также страховщики и все виды имущественных реестров. Выход в розничное кредитование — это следующий этап.В целом блокчейн даёт заметный экономический эффект за счёт резкого сокращения документооборота.Естественно, финансовые институции используютирерахическиепроцедурные решения в виде приватных блокчейнов. Что касается перспектив горизонтальных публичных блокчейнов и базирующихся на них криптовалют, то они по-прежнему под вопросом.
Концепция всеобщей «блокчейнизации»
Курс биткоина после ряда обвальных падений стагнирует. Попытки раскачать затухающую волатильность первой криптовалюты псевдоаналитическими прогнозами можно расценить как примитивный способ привлечь на рынок новых игроков. Но статистика GoogleTrends показывает снижение поисковых запросов по слову Bitcoin аж на 93 % по отношению к пиковыми цифрам, зафиксированным в декабре прошлого года. Редкие спекулятивные движения вряд ли обманут интересующихся этим рынком, а триггеров, способных фундаментально двинуть валюту в рост, на горизонте не наблюдается.
Технологически биткоин— не самая совершенная криптовалюта, учитывая энергозатратный способ её производства. Ещё более опасна её фактическая монополизация, которая окончательно развеивает мифический ореол независимости и анонимности вокруг криптовалют вообще. Институализация криптовалютного сектора сопровождается усилением госрегулирования, и это становится общемировой тенденцией.
Деятельный интерес квазигосударственных структур может привести созданию национальных криптовалют на приватном блокчейне. Но это превратит «госкрипту» в обычные деньги, выпускаемые цифровым способом,только хуже. Эмиссионный доход вновь сконцентрируется в одном центре, а без децентрализованного хранения блоков такая валюта превращается в чью-то виртуальную собственность и лишает пользователя права владеть активом. Это некритично ровно до тех пор, пока сохраняются фиатные и криптовалютные альтернативы, исключающие возможность монополизации.
Первый в истории государственный эксперимент с криптой ElPetroэкономике Венесуэлы не помог. И после деноминации боливара в сто тысяч раз новый «суверенный боливар» начал валиться по отношению к доллару с нарастающей скоростью.И вот на фоне тотального недоверия и к фиатным деньгам, и к национальной криптовалюте торги биткоином в Венесуэле бьют рекорды,а сама страна вслед за некоторыми африканскими территориями переводится на цифровой безнал, становясь полигоном для испытания новых форм социальной организации и контроля.
Именно поэтому за формированием концептуального подхода к криптовалютному сектору и его законодательным оформлением в Украине стоит следить с особым вниманием.
Zavarnik