В последних числах декабря минувшего года правительство приняло постановление о предоставлении с нынешнего 2019 года субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме. Иначе говоря – о монетизации субсидий.
Стартовала
«С 1 января стартует процесс монетизации субсидий, и в течение года он коснется примерно 6 млн домохозяйств. Никаких ограничений по количеству получающих субсидии правительство не устанавливало и устанавливать не собирается. Просто, чтобы избежать каких-то неприятных моментов и лишнего ажиотажа, переход к полной монетизации субсидий будет постепенным», – прокомментировал случившееся социальный вице-премьер Павел Розенко.
Как и ожидалось, монетизацию субсидий правительство намерено провести в три этапа. Так, с 1 января 2019 года монетизация коснется людей, которые впервые будут подавать заявку на получение субсидий. Ожидается, что таких будет всего около 150 тыс. домохозяйств.
С 1 мая на субсидии в денежной форме перейдут те украинцы, которые получают субсидии в неотапливаемый сезон. Также начнут выдаваться в денежной форме льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. По прогнозам правительства, это подключит к процессу еще около 1 млн домохозяйств. И, наконец, с 1 октября будут монетизированы субсидии для всех остальных. Нехитрый подсчет показывает, что таких домохозяйств будет примерно 4,8-4,9 млн.
Таким образом, предполагается, что к началу отопительного сезона 2019-2020, все субсидии, получаемые украинцами, без исключений будут переведены в денежную форму.
Зачем это нужно и что конкретно это даст простым и, мягко говоря, небогатым украинцам, получающим субсидии?
Возможность экономить и обязанность платить
«У людей появится дополнительная возможность экономить средства и использовать их по своему усмотрению», – был краток в ответе на этот вопрос Павел Розенко.
«Монетизация субсидий разблокирует вопрос энергоэффективности. Часть населения, которая в 2018 году получала субсидии, не была заинтересована в том, чтобы внедрять меры по повышению энергоэффективности. Теперь у граждан появилась дополнительная возможность экономии на коммунальных тарифах. Каждый глава ОСМД, каждый получатель субсидии платит своими деньгами и деньгами государства, которые получил. Любая термомодернизация, энергоэффективность, которые дают экономию, могут быть также оплачены за счет государства не только через Фонд энергоэффективности, не только через теплые кредиты, но и через то, что остаток этих средств остается на счету, и человек может оплатить тот объем ресурсов, который был задействован на термомодернизацию», – был более детален министр строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.
И все бы ничего, но буквально через несколько дней, сразу после наступления нового 2019 года пресс-служба НАК «Нефтегаз Украины» сделала довольно резонансное и очень интересное заявление как раз по поводу жилищных субсидий населению и их тотальной монетизации.
Сообщение звучало так: «Первое предательство (зрада) в новом году: появилось постановление о монетизации субсидий. К сожалению, наши замечания и предложения не учтены. Мы предлагали, чтобы украинцы получали живые деньги на собственный счет и самостоятельно, без препятствий распоряжались ими. Вместо этого, деньгами и дальше будут распоряжаться компании, оказывающие услуги. И маленькая изюминка – если государство будет рассчитываться несвоевременно, субсидиантам придется оплачивать полный счет (за коммунальные услуги) самостоятельно».
У непосвященного во все нюансы украинца, сказанное немедленно создало целую серию вопросов. Начиная с – а разве получатели субсидий не будут получать эти субсидии на свой счет «живыми деньгами»? И заканчивая – как это, получателям субсидий придется оплачивать полный счет за коммунальные услуги самостоятельно? И вообще – а «Нефтегаз» тут причем?
Схемы. Простые и не очень
Чтобы понять, в чем, собственно, заключается та самая «изюминка», о которой говорят представители компании, являющейся монополистом в поставках газа всем украинским предприятиям теплокоммунэнерго (и не только им), нужно разобраться в деталях механизма начавшейся монетизации субсидий более детально и углубленно.
Монетизацию субсидий в Украине начали в конце осени 2017 года. Это общеизвестно. К этому моменту в коммунальном хозяйстве Украины сложилась очень интересная ситуация. И сложилась она как раз из-за долгов по субсидиям…
На тот момент в Украине работала такая схема. НАК «Нефтегаз Украины» поставлял газ всем газораспределительным компаниям (облгазам), которые в свою очередь поставляли их коммунальным предприятиям. Львиную долю газа брали предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ). Если бы не было субсидий, дальше эта схема работала бы просто: коммунальные предприятия собирали бы плату за поставленный ресурс и торжественно вручали бы ее «Нефтегазу Украины». Но субсидии довольно сильно усложнили эту схему.
Население подавало заявление на субсидии, и очень многим ее назначали. Дальше государству необходимо было как-то оценить – сколько ему нужно денег на субсидии. Поэтому оно насчитывало субсидии населению, исходя не из реального потребления, а исходя из… социального норматива потребления ресурса (тепла, газа, горячей воды).
Из этого расчета было видно (весьма условно) – сколько газа нужно населению, сколько воды нужно населению и сколько денег на субсидии нужно населению. Необходимые ресурсы отпускались коммунальным предприятиям, а субсидии – сначала шли прямиком в «Нефтегаз Украины», а с недавних пор – на коммунальные предприятия, а уже потом в «Нефтегаз Украины».
Уже в этом месте нетрудно догадаться, откуда взялись некоторые коммунальные проблемы населения. Реально население потребляет коммунальных ресурсов несколько меньше, чем по социальным нормативам. При этом коммунальщики очень заинтересованы, чтобы они в реальности потребляли их еще меньше. Отсюда проблемы холодных радиаторов в квартирах и псевдо-горячей воды из соответствующего крана.
Как субсидии все меняют
Та же песня и с субсидиями. Чем больше назначено населению субсидий, тем больше их получат соответствующие коммунальные предприятия. Причем – напрямую, без участия «нагретого» ими населения.
Тем не менее, по факту проблема некачественных коммунальных услуг была единственной проблемой населения в этой схеме. Хотя нет. Сокращение социальных норм потребления коммунальных ресурсов, которое за последние пару лет состоялось уже трижды, также связано именно с этим.
За ресурсы и деньги в виде субсидий населению «бодались» правительство, НАК «Нефтегаз Украины», коммунальные предприятия и горсоветы, курирующие работу этих предприятий. В теории все было так: Минфин приказывал Госказначейству перечислить субсидии местным органам власти. Эти власти выплачивали компенсацию поставщикам коммунальных услуг на своей территории. Коммунальщики в свою очередь расплачивались за потребленные газ, электроэнергию, воду, перечисляя деньги в основном НАК «Нефтегаз Украина» (но еще и компаниям «Укртрансгаз» и «Укргазвыдобування»). Эти компании, в свою очередь оплачивали в Госказначейство ренту на добычу газа и НДС. А Минфин, получив эти деньги, пускал их на… субсидии населению.
Впрочем, собственно деньги в этой схеме появились совсем недавно – в 2017 году. До этого в основном практиковались взаимозачеты. Но не суть…
На практике этот «круговорот денег и ресурсов в природе» выглядел несколько иначе, чем в теории.
Правительство «зажало» субсидии
Еще в мае 2017 года первый вице-президент общественной организации «Всеукраинский совет председателей ОСМД» Роман Бондарук заявил: «Мы обращаемся к правительству и премьер-министру с просьбой безотлагательно закрыть долги. Сегодня мы уже имеем полугодовую задолженность по субсидиям. Есть случаи, когда электроснабжающие предприятия приходят в дома ОСМД и пытаются отключить свет. Это проблема не собственников домов, а неисполнение государством своих обязательств. Некоторые ОСМД, которые взяли теплые кредиты, через месяц будут не в состоянии платить их. А банки будут понимать, что есть финансовые риски и вообще откажутся выдавать кредиты», – заявил он.
«От этих долгов страдают не только органы местного самоуправления и ОСМД, но и граждане. Если ситуация будет продолжатся, могут быть негативные последствия на коммунальных предприятиях, а это отразится на качестве услуг, которые предоставляются гражданам», – поддержал его исполнительный директор ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
«Сейчас долги в нашем городе по госпрограммам составляют 51 млн грн: 5 млн грн по льготам, остальное – по субсидиям. Эта четырехмесячная задолженность государства приводит к тому, что город не может готовиться к отопительному сезону, начинают блокироваться счета предприятий. Если мы затянем с этой ситуацией, то мы заблокируем жизнедеятельность городов», – рассказал о ситуации «на земле» первый заместитель мэра Владимира-Волынского Ярослав Матвийчук.
Долги… как много в этом слове. «Задолженность госбюджета по жилищно-коммунальным субсидиям показала рекордный рост. С 2014 года она выросла в 53 раза и на конец 2017 года достигла 24 млрд грн», - сообщил в феврале прошлого года эксперт общественной организации «Публичный аудит» Максим Котенко.
В конце концов правительство было вынуждено предпринять титанические усилия для погашения этого долга. Уже на 1 июля 2018 года долг по льготам и субсидиям населению для оплаты услуг ЖКХ составлял 8,3 млрд грн. Однако, совершенно избавиться от долгов по субсидиям правительству так и не удалось. Сейчас этот долг составляет около 6 млрд грн.
Кстати, не так давно министр труда и социальной политики Андрей Рева объяснял, почему 61 млрд грн, предусмотренный на субсидии в нынешнем году больше, чем 71 млрд грн, предусмотренный на те же цели в 2018 году. «В бюджете на 2018 год учтена задолженность по субсидиям предыдущих лет в суме 18 млрд грн. В 2019 год мы должны выйти без задолженности», – сообщил он.
Стоит ли радоваться монетизации?
Такое пространное объяснение позволяет понять о каких именно долгах по субсидиям вещала пресс-служба НАК «Нефтегаз Украины». Государство в лице Минфина склонно хронически «забывать» перечислять субсидии тем, кому должно их перечислять. Это – очевидный и неоднократно доказанный факт.
Однако, в нынешнем году в Украине стартует монетизация субсидий непосредственно для населения, которая сильно меняет вышеописанную схему. Теперь население вписывается в финансовые потоки субсидий. Со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
Монетизация субсидий для населения предполагает, что в нынешнем году каждому субсидианту после обработки его заявления будет автоматически открыт счет в «Ощадбанке». На эти счета Министерство труда и социальной политики будет перечислять причитающиеся украинцам субсидии. Поставщики коммунальных услуг будут выставлять в «Ощадбанк» платежку для оплаты каждому субсидианту. Банк будет перечислять им полученную от Минсоцполитики субсидию. После этого банк сообщит субсидианту SMS-сообщением, сколько он уже оплатил, и сколько осталось оплатить «живыми деньгами» за потребленные коммунальные услуги.
Функции субсидианта в отношении субсидии и счета, на который она приходит – чисто созерцательные. Впрочем, декларируется, что после окончания отопительного сезона – в июне – неиспользованная субсидия будет перечислена «Ощадбанком» на текущий счет (его также откроют автоматически), с которого деньги субсидиант сможет забрать.
В этом месте стоит обратить внимание на ключевое новшество. И это – не выплата субсидий «живыми деньгами». Раньше за субсидии «сурово бодались» центральные и местные власти. «Противник» в лице местных властей создавал правительству массу разнообразных проблем. Тем не менее правительство даже им умудрялось не перечислять субсидии, собирая громадные долги.
Здесь стоит упомянуть еще один нюанс. НАК «Нефтегаз Украины» не обращал внимание на то, что субсидии не перечислены и… начислял пеню и штрафы коммунальным предприятиям за несвоевременную оплату выставленных счетов за газ. Иногда суммы этих пеней и штрафов существенно превышали сумму долга…
В новой схеме, называемой «монетизацией субсидий», противников развели, поставив между ними простого субсидианта как прокладку. Теперь субсидиант имеет финансовые взаимоотношения и с правительством, от которого он получает субсидии, и с коммунальщиками, которым он оплачивает полную стоимость их услуг. И если раньше юридически вооруженному до зубов правительству противостояли такие же «зубастые» местные власти, то теперь все зубастые оказываются против простого украинца-субсидианта.
Очень легко спрогнозировать ситуацию, когда коммунальщики потребуют от субсидианта оплаты за услуги в полном объеме, а министерство труда и социальной политики (по уже сложившейся традиции) задолжает этому субсидианту его субсидию.
Именно на такую ситуацию прозрачно намекает пресс-служба «Нефтегаза Украины», говоря о том, что «если государство будет рассчитываться несвоевременно, субсидиантам придется оплачивать полный счет (за коммунальные услуги) самостоятельно». И смогут ли они «выбивать» свои долги по субсидиям у правительства, как это делали местные власти, – вопрос исключительно риторический. Как показывают многолетние и безрезультатные (с точки зрения выплат, конечно) эпопеи с судами по выплате пенсий переселенцам, в игру «отсуди субсидию у правительства» большинство простых украинцев также выиграть не смогут.
Вполне элегантная схема кардинального сокращения государственных затрат на субсидии населению. Нет?
Донецкие Новости