Скоро исполнится ровно год с того момента, когда был дан старт реформе системы здравоохранения. И хотя она реализуется лишь в трех пилотных областях – Донецкой, Днепропетровской, Винницкой – и в городе Киеве, предстоящие изменения бурно обсуждают во всей Украине. Возможно, потому что реформа касается каждого.
Своеобразная попытка подведения промежуточных итогов состоялась на заседании коллегии Донецкой областной государственной администрации. По словам заместителя председателя – начальника управления здравоохранения Донецкой областной государственной администрации Елены Петряевой, на первом этапе реформирования проделан большой объем работы: разграничена медицинская помощь первичного и вторичного уровня.
– В области созданы 72 центра первичной медико-санитарной помощи, куда вошли существующие амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Главная цель таких изменений – повысить эффективность медицинской помощи на первичном уровне, на котором обслуживаются около 80% пациентов, – рассказала заместитель губернатора.
Среди положительных моментов, которых удалось достигнуть, можно отметить увеличение финансирования на закупку медицинских препаратов. Изменения коснулись и службы «Скорой помощи». По словам председателя Донецкой областной государственной администрации Андрея Шишацкого, в нынешнем году пополнился парк автомобилей со специализированным оборудованием для служб экстренной медицинской помощи. И до конца года власти региона планируют закупить еще несколько десятков машин.
Также продолжится работа по созданию в регионе единого Центра экстренной медицинской помощи с централизованной диспетчерской, где будет аккумулироваться вся информация об обращениях за помощью.
Конечно, не все в ходе реформирования проходит гладко. Существуют и определенные риски. Условно их можно разделить на три категории – организационные, ресурсные и информационные. В регионе уже ищут пути решения существующих проблем.
Вопросы организации
Доступность медицинской помощи – один из приоритетов в ходе реформирования. К сожалению, не везде это выполняется.
– Местные власти должны уделить данному вопросу должное внимание. Здесь необходимо не только расширять сеть центров первичной медико-санитарной помощи, но и решать вопросы транспортного сообщения. Есть сельские районы, где регулярное транспортное сообщение вообще отсутствует. В таких случаях ни о какой доступности медицинской помощи речь не идет, – отметила Елена Петряева.
Отдельные организационные моменты также могут создавать ряд сложностей. К примеру, неполучение лицензии на определенные виды деятельности может повлиять на качество медицинского обслуживания. Проблемой для некоторых центров первичной медико-санитарной помощи стало получение лицензии на работу с наркотическими и психотропными препаратами.
– Для ее получения необходимо создание целого ряда условий: оснащение комнат, сигнализация и тому подобное. А сегодня в Донецкой области два района даже не начали работу по подготовке получения лицензий (Красноармейский и Шахтерский), аргументируя это отсутствием средств на создание лицензионных условий, – заявила заместитель губернатора.
Несмотря на то, что власти региона стараются находить финансовые ресурсы на обновление парка машин «скорой помощи», решить проблему в ближайшее время вряд ли удастся.
– Потребность машинного парка «скорой помощи» Донецкой области составляет более 900 автомобилей. В наличии же есть всего 432. При этом 324 – нуждаются в замене, – подчеркнула Елена Петряева.
Дефицит кадров
Кадры – вот большая проблема в системе реформирования медицины, считает ректор Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького Юрий Думанский. «С нехваткой специалистов сталкиваются не только в Донецкой области, но и во всей Украине. Штат участковых терапевтов на Донетчине укомплектован только на 64,8%, участковых педиатров – на 75,8%. А если брать во внимание, что в первом случае доля специалистов пенсионного возраста составляет 54,9%, а во втором – 40,7%, то ситуация и вовсе становится плачевной», – рассказывает Юрий Думанский.
Один из путей решения вопроса – это принятие программы местных стимулов для специалистов. Каждый город и район должен решить, что они могут предложить врачам, чтобы те остались работать в их больницах. К примеру, в Новогродовке местные власти предлагают оплачивать учебу в медицинском университете, однако с условием, что специалист должен отработать не менее 10 лет.
– Кроме того, мы предлагаем молодым специалистам жилье. Уже в ближайшее время два врача смогут отпраздновать новоселье, – говорит мэр Новогродовки Александр Антоненко.
Как поощрять молодых специалистов, чтобы они шли работать в больницы, не решили в Донецке, Константиновском и Новоазовском районах. Там местные власти не приняли программу местных стимулов. Губернатор за это раскритиковал мэра Донецка Александра Лукьянченко.
Возмутила Андрея Шишацкого и ситуация в Святогорске. Здесь, по мнению председателя облгосадминистрации, медицинская реформа проходит с перегибами. «На сессии городского совета депутаты приняли решение вообще закрыть больницу. Это город, в котором сегодня золотая земля. А больница находится в плачевном состоянии. С 1952 года там ни одно окно, ни одна дверь не менялись. К счастью, мы нашли выход – в Святогорске будет терапевтическое отделение Славянской городской больницы, круглосуточное, и люди там не почувствуют ухудшения. Только благодаря вмешательству областных властей удалось исправить ситуацию», – заявил Андрей Шишацкий.
В ходе проведения медицинской реформы существуют определенные риски. Условно их можно разделить на три категории – организационные, ресурсные и информационные. В регионе уже ищут пути решения существующих проблем.
По мнению губернатора, основной целью реформирования сферы здравоохранения, инициированной президентом Украины, является улучшение качества медицинских услуг для населения.
Люди должны почувствовать, что медицинская реформа – это не борьба с лишними койками в лечебных учреждениях в целях экономии, а действительно улучшение качества медицинского обслуживания, – отметил губернатор.
Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении. Хочется верить, что власти смогут решить непростые вопросы и нивелировать риски, возникающие в ходе реформирования. Ведь без этого отечественная медицина вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Дарья КИРДОДА