В последнюю неделю июня делегация Донецкой области посетила Польшу. О работе органов местного самоуправления наших западных соседей, а также о том, что может перенять регион из польского опыта, газета «Жизнь» расспросила заместителя председателя Донецкого областного совета Александра Кравцова.
Инвестиции в реформы
Александр Алексеевич, вы провели неделю, изучая польский опыт местного самоуправления. Расскажите о своих впечатлениях.
В первый день мы встречались с руководством Люблина. Это город, лидирующий по объему привлеченных инвестиций Евросоюза, – более пяти млрд. евро за пять лет. Ни один город Украины не может похвастаться привлечением таких сумм.
Евросоюз дает деньги только на системные реформы – образования, здравоохранения, крупные проекты, как то строительство международного аэропорта, причем это должно быть отражено в стратегии развития города. В стратегии Люблина на 2014-2020 годы описываются приоритетные направления развития. Первое направление – туризм. Второе – развитие сферы образования. Из 400 тыс. жителей в Люблине 100 тыс. студентов. Практически в каждом вузе есть факультет, в котором обучение ведется на английском. Много студентов из Украины. Третий пункт предполагает, что Люблин станет центром творческой промышленности. Поскольку там очень много студентов, они могут производить интеллектуальный продукт.
Одно из таких направлений – удаленное выполнение управленческих функций – ведение бухгалтерского учета, аудиторские услуги, проверка медицинской документации... Такие услуги в Англии или Франции очень дорогие, но эту работу можно поручить квалифицированным работникам в Польше, которые ее будут активно выполнять.
Как Люблину удалось привлечь столь колоссальный объем средств?
Они представляют свои проекты и получают гранты Евросоюза. Для нашей страны характерно, что социальные проекты реализуются либо в учреждениях коммунальной собственности, либо в учреждениях государственной собственности. В Польше подход совершенно другой. Все социальные проекты реализуют общественные организации. Они ищут соответствующую программу в Евросоюзе, подают проект и получают финансирование. И основная часть инвестиций – средства Европейского союза.
Как поставлено дело с оказанием административных услуг?
В плане создания центров оказания административных и социальных услуг интересны наработки Люблина. Там все возможные административные услуги – регистрация транспортных средств, недвижимого имущества, прописка, льготы и субсидии (похожий центр был создан в марте и в Донецкой области). Все выдается через единое окно. Работа центра автоматизирована, существует электронная очередь, есть возможность записаться через Интернет. В помещении центра есть даже оборудованная детская площадка.
Разработано более 360 карт оказания админуслуг, каждая из них переведена на четыре языка (польский, украинский, немецкий и английский). Прописаны любые вопросы, которые у жителей могут возникнуть к городской администрации, все очень подробно и понятно.
Данный центр произвел на нас очень благоприятное впечатление, и мы можем перенять такие методы работы.
Сельские районы
Имелась ли возможность посетить сельские районы?
Мы были в Лежайском повяте (районе) Прикарпатского воеводства. Население там составляет 70 тыс. человек и в его составе всего пять гмин (гмина – наименьшая административная единица Польши, может быть городом, селом или иметь смешанный тип. – Прим. автора). Бюджет этого региона — 73,8 млн. злотых (более 170 млн. грн.) – примерно, как у четырех наших районов.
Также у нас была экскурсия в гмину Грубешив. Она фактически граничит с Волынской областью. В ней проживает 18 тыс. человек. Бюджет гмины нас поразил – 30 млн. злотых – около 70 млн. грн.
С чем сопоставим данный бюджет?
Если посчитать на количество жителей, то это бюджет двух наших районов, в которых проживает 70-80 тыс. человек.
Имея такой бюджет, гмина имеет и широкие полномочия. Она отвечает за содержание учреждений образования, а также дорог на своей территории. Хотя 75-80% инвестиций – средства Евросоюза, в данном случае речь идет не о системных реформах, гмина вполне может получить гранты на конкретные проекты.
Насколько гмины самодостаточны?
Абсолютно самодостаточны. Там даже нет межбюджетных трансфертов, за исключением государственных. Деньги не могут передаваться, скажем, из воеводства (области) в гмину. Каждый бюджет абсолютно автономен.
Хотя закон разрешает объединять бюджеты гмины и повята, однако это для Польши не характерно. В основном каждый уровень имеет свои, четко определенные задачи и свой бюджет, которого достаточно; если нет – ему предоставляются государственные трансферты. Либо он имеет возможность бороться за привлечение средств Евросоюза в свою территориальную громаду.
Туризм вместо сельского хозяйства
Когда Польша вступала в ЕС, наибольшие опасения высказывали фермеры. Как изменилась их жизнь?
В Евросоюзе, чтобы не допустить перепроизводства сельскохозяйственной продукции (это может уничтожить мелких производителей), стараются регулировать сельское хозяйство. Грубешив – типичная сельскохозяйственная гмина. Крестьянам предлагается заниматься агротуризмом – вести личное приусадебное хозяйство и содержать небольшой отель.
Например, агротуристический комплекс «Над Бугом», Барбара и Артур Мачете. У них двухэтажный дом на 15 номеров. Когда я спросил, можно ли, например, мне приехать сюда, они сказали, что у них с середины июня до середины сентября все места заняты. Люди там могут любоваться природой и ощущать все прелести сельского отдыха.
Гмина всячески позиционирует себя как туристическое место. Это проявляется, в том числе, в приоритетном выделении средств на дороги. Мы, будучи там, не видели ни одной разбитой дороги.
Чем кроме агротуризма гмина может привлечь людей?
Местная власть оказывает содействие тем, кто хочет восстанавливать памятники старины. Например, нашелся энтузиаст, который захотел восстановить одно имение, и гмина оказывает ему помощь: провели туда дорогу, водят туда туристов. И нам очень понравился такой подход.
На их территории есть готское поселение. Там открыли небольшой этномузей. При нем существует общественная организация из 30 человек, которая занимается воссозданием быта готов. Они организовали маленькую готскую деревню, изучают обычаи, ходят в одежде готов, готовят пищу готов. И это, конечно, тоже призвано привлечь туристов.
На практике
Можно ли привлечь значительные инвестиции, опираясь на польский опыт?
Чтобы получить хард-инвестиции, то есть инвестиции в строительство, надо очень много работать. Мы должны полностью соответствовать всем требованиям Евросоюза, а наша система управления должна быть им понятна. Даже при беглом сравнении мы очень сильно отличаемся от них.
Соответственно, механизм принятия решений там и здесь – очень разный. Надо бороться за иностранные инвестиции, потому что конечный результат того стоит. Цифры более чем красноречивы. Только один Люблин – 5 млрд. евро за пять лет. Строительство международного аэропорта, сети дорог, объектов социальной инфраструктуры… Люблинское воеводство, в котором 2 млн. жителей привлекло 12 млрд. евро за пять лет, и это без учета 5 млрд.
Полностью ли польский опыт применим к Украине?
Я думаю, не надо копировать структуру органов управления, это может не сработать. Для нас значительно более важен польский опыт в привлечении инвестиционных ресурсов для социальной сферы.
Иван БУХТИЯРОВ