Реформирование системы здравоохранения, несмотря на проходившую информационную кампанию, по-прежнему вызывает большое число вопросов со стороны населения. Те термины, которыми апеллируют медицинские работники, не всегда понятны донетчанам, а потому нелишне объяснить суть реформы доступным языком.
Зачем нам реформа здравоохранения?
По словам начальника управления организации и развития медицинской помощи населению главного управления здравоохранения Донецкой областной государственной администрации Натальи Мелешкиной, ни одна страна мира не смогла избежать реформирования. «Так же, как человек с годами меняет размеры и вкусы, не может оставаться незыблемой на все времена и во все условия, в том числе экономические, и система здравоохранения. В нашей стране уменьшается рождаемость, растет продолжительность жизни населения, а здравоохранение финансируется в совершенно других объемах, чем это было в СССР. Потому «семашкинская» система не срабатывает. Работа системы здравоохранения должна быть организована с учетом соответствующих показателей», – считает Наталья Николаевна.
Какие изменения уже произошли?
Если в 2010-2011 годах шла подготовка к реформированию на уровне нормативных документов (были внесены изменения в действующее законодательство, на региональном уровне с привлечением научных сообществ и общественности разработан ряд документов), то с 2012 года в системе здравоохранения произошли существенные изменения.
«С 1 января в Донецкой области функционируют 72 центра первичной медико-санитарной помощи. На днях в систему экстренной медицинской помощи поступят 19 автомобилей «скорой помощи», что позволит закрыть потребность в транспорте в пяти городах области: Мариуполе, Макеевке, Краматорске, Докучаевске и Волновахе. Благодаря реформированию, в Донецкую область в течение года пришло оборудование и медикаменты на общую сумму 500 млн. грн., – отметила Наталья Мелешкина. – Предполагается оснастить большую часть машин «скорой помощи» электрокардиографами и установить специальное оборудование, способное передавать показания данного прибора в центральный кабинет, где будет сидеть специалист, готовый прийти на помощь в расшифровке данных. Это ускорит и улучшит качество оказания медицинской помощи».
В Донецкой области на сегодняшний день функционируют 28 станций «скорой помощи», а в скором времени откроются еще 55 дополнительных пунктов базирования. Если раньше служба имела административную привязку, то теперь на вызов будет отправляться та бригада, которая находится ближе всего к пострадавшему.
Кроме того, в 2012 году введен в эксплуатацию Центр катастроф со службой экстренной медицинской помощи, где собраны бригады, выезжающие в медучреждения для оказания высокоспециализированной хирургической, нейрохирургической помощи.
Почему семейная медицина?
«Врач общей практики – семейной медицины от врача-педиатра или терапевта отличается, прежде всего, тем, что имеет знания и навыки ведения как взрослых больных, так и детей. Если педиатр и терапевт воспринимают пациента в целом (отслеживают ранние признаки появления заболеваний; знают, как их профилактировать и лечить; разбираются в работе сердечно-сосудистой, бронхолегочной и мочеполовой систем, а также желудочно-кишечного тракта), то семейный врач, помимо вышеозначенных знаний, владеет частью компетенции, которая встречается у врачей шести специальностей. То есть – хирурга (он может вскрыть нарыв или наложить швы на рваную рану), отоларинголога (лечит ангины и неосложненные отиты), окулиста, акушера-гинеколога, невропатолога и психиатра (устраняет эмоциональные нарушения и неврозы), – поясняет Наталья Николаевна. – Кроме того, отныне пациент не станет ходить сам по себе, от доктора к доктору накапливать диагнозы и виды медикаментозного лечения. Ведь в результате такого лечения могут возникнуть аутоиммунные заболевания и всевозможные аллергические реакции. Когда пациента будет вести один врач, он сможет замечать патологию органов во взаимосвязи с другими и в системе организма в целом, а значит, возможно уменьшение числа заболеваний».
Как устранить нехватку кадров?
К примеру, в Макеевке, где общий дефицит врачей первичного звена составляет 118 человек, пошли по проторенному пути решения этой проблемы. На сессию Макеевского городского совета 27 июля будет вынесен вопрос о дополнении программы местных стимулов позицией подготовки семейных врачей за средства городского бюджета, планируется утвердить состав конкурсной комиссии и критерии отбора для обучения студентов за счет города.
По предварительным данным, в текущем году Макеевский городской совет намерен обучать 10 студентов. На данный момент на предложение городских властей откликнулись 18 абитуриентов. В подавляющем большинстве это макеевчане, однако есть заинтересованность в проекте и со стороны молодых людей из Донецка и Харцызска.
К слову, шестилетнее обучение одного врача обойдется городу в 101 тыс. грн., а с двумя годами интернатуры – в 113,4 тыс. грн.
Такая договоренность обеспечит Макеевку врачами общей практики – семейной медицины на десятилетний срок после окончания ими вуза.
Зачем реорганизовывать хирургические отделения?
«Если хирург производит в год менее 200 операций, он теряет свою квалификацию. Если в больнице подавляющее большинство операций (40% от общего числа) – вскрытие панариция, то есть вросшего ногтя, – какая у врача-хирурга может быть квалификация? Как он может благополучно осуществить более сложные виды операции? – задается вопросом Наталья Мелешкина. – Такая ситуация имела место в Зугрэсе. Процесс реформирования потому и возникает, что это одна из больших проблем, которые необходимо решать. Кроме того, содержать маломощные больницы в маленьких городах неэффективно. Это плохо, в первую очередь, для пациентов. Ведь они предпочитают обратиться в больницу, расположенную возле дома, а не в ту, где им окажут качественную услугу. В то время как мы делаем упор на качестве предоставляемых услуг».
Наталья ЛЕХАН