Запорожье очень незаслуженно остается в тени остальных топ-городов Украины. Да, есть Киев – город мирового значения, которому, откровенно говоря, тесновато даже в масштабах Украины. Но на статус «второй город Украины» претендентов у нас в стране всегда было с излишком. Естественно, это Харьков. Естественно, Одесса. Всегда с большим апломбом Львов. Во времена «большой Украины» на это звание небезосновательно претендовал Донецк. А со времен «урезанной Украины» к этому статусу иногда даже присматривается Днепр.
Запорожья в этом списке «главного после Киева» никогда не было. Хотя по населению, по крайней мере, до большой войны, он превосходил Львов. А по концентрации промышленности Запорожье и вовсе можно назвать индустриальной столицей Украины. И, тем не менее, никаких своих политико-экономических кланов, выходящих за пределы города и оказывающих какое-то существенное влияние на всю страну, в Запорожье не было, и нет сейчас.
На практике это означает, что город будет оставаться инертным, подстраиваясь под конъюнктуру и сильный центр. Это очень хорошо видно по событиям 2014 года, названных «русской весной». Запорожье на всех выборах традиционно поддерживало коммунистов, затем регионалов, и в целом, этот город можно называть устойчиво антимайдановским. Но в 2014 году пророссийские движения проходили исключительно в городах с претензией на «вторую столицу» - в Харькове, Донецке и Одессе. В Запорожье, понятное дело, тоже был свой движ, но для новых властей в Киеве зачистить антимайдановцев там удалось без видимого напряжения. Город в итоге потянулся по инерции за теми, где оказалось большинство, – днепропетровские элиты поддержали Киев, харьковская и одесская фронда не без проблем, но была зачищена, ну, а с Донецком, как известно, это не получилось.
И подобная инертная история во многом повторилась в 2022 году, только мы ее уже увидели в срезе других крупных городов Запорожской области – Мелитополь и Бердянск. 2/3 Запорожской области российская армия взяла парадным маршем, за год там так и не возникло ни партизанского движения, ни какого-то действенного подполья.
Теперь, с учетом этой особенности региона, рассмотрим перспективы Запорожья на ближайший 2023 год.
Начнем, пожалуй, с очень дивного статуса самого города. Запорожье по конституциям сразу двух стран – и Украины, и России – числится в их составе. Понятно, что в Киеве гражданам Украины предлагают свысока плевать на то, что написано в российской конституции. По итогу всё определяется «в поле», и это очень хорошо видно на примере того же Херсона, который тоже упомянут в РФ-конституции. И все же тут нужно учитывать фактор публичной заявки со стороны властей России на Запорожье. А с учетом разваленных международно-правовых отношений это означает, что все противоречия теперь как раз и будут решаться «в поле».
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
На практике это вырисовывает контур палки с двумя концами. Это означает, что не только в Киеве намерены возвращать Мелитополь и Бердянск, но и Кремль имеет виды на конкретно обозначенный город Запорожье. По крайней мере, это четко обозначено для своего сообщества.
А теперь проанализируем наиболее вероятные, на наш взгляд, события, которые и предопределят на следующий исторический цикл судьбу Запорожья и его жителей.
Вариант 1. Офисно-оптимистичный.
ВСУ весной-летом проводят успешное наступление на Мелитопольско-Бердянском направлении и пробиваются к Азовскому морю, разрезая группировку ВС РФ на Крымскую и Донбасскую.
В это наступление верят в Офисе президента, под это наступление НАТО сейчас обильно вооружает ВСУ. Мы сейчас не оцениваем перспективы наступления, а просто предполагаем, что оно удается и Украина достигает своих максимально поставленных целей. В таком случае большая часть территорий переходит под контроль Киева, а Россию и ее армию постигнет серьезный кризис. Будет ли продолжена война на этом этапе, или зафиксируется какое-то устойчивое перемирие, конкретно для Запорожья уже не важно. Город перестает быть прифронтовым, а значит, и удары по нему сократятся до минимума. И в итоге Запорожье вернется к своему состоянию приблизительно образца 2015 года со всеми издержками от разрушений, которые имеются уже сейчас.
Минус такого положения – очень вряд ли, что будет восстановлена промышленность хотя бы до довоенного уровня. Но это уже бич всей Украины, просто Запорожье будет одним из самых деиндустриализированных городов. Поэтому его во многом ждет переформатирование под реалии нового рынка с возможным заметным оттоком населения.
Вариант 2. Текущее состояние.
Наступление ВСУ может как провалиться, так и не состояться. Соответственно, линия фронта принципиально не изменится. Для Кремля идеи-фикс брать непременно Запорожье, по крайней мере, по нашим наблюдениям, не просматривается. Сухопутный и достаточно широкий коридор в Крым и так уже создан, все лучшие активы области – побережье и ЗАЭС – тоже под россиянами.
Для Запорожья и его горожан главное, чтобы было достигнуто какое-то устойчивое перемирие, хотя бы по образцу Минска-2. Тот же Донецк с 15 по 22 год практически не подвергался обстрелам. Для Запорожья ситуация в этом плане еще проще, потому что линия фронта находится в 40 км, то есть для подавляющего большинства артиллерийских орудий расстояние недосягаемое. А значит, жить в городе можно будет вполне безопасно.
Впрочем, минусов здесь тоже хватает. Город при таких раскладах остается прифронтовым. Название «областной центр» с учетом контролируемой территории тоже будет больше карикатурным. Ни о каких репарациях и прочих компенсациях при фиксировании текущей линии фронта со стороны России тоже фантазировать не стоит. А будут ли вкладываться страны Запада в восстановление прифронтового города, еще и с юридическими претензиями на него со стороны соседней ядерной державы, – вопрос сугубо риторический. Не будут 100%. А значит, город начнет превращаться в большой милитаризированный форпост Украины с депрессивной экономикой и заметным оттоком населения.
Вариант 3. Российская экспансия.
Успех ВСУ на фронте зависит от многих факторов, но главный среди прочих – это достаточная военно-финансовая поддержка стран Запада. Будет ли она большей, уменьшится или совсем прекратится – не знают даже западные аналитические центры. Однозначно бесконечно-бездонной она точно не будет. В Киеве это понимают, потому и определяют для себя жесткие временные рамки с тем же наступлением к Азовскому морю. В любом случае, всегда нужно трезво оценивать, что есть факторы, при которых события на фронте могут развиваться в разных направлениях. И одно из таких направлений – приближение российской армии к Запорожью.
Город большей своей частью находится на левом берегу, а значит, для удара с востока он менее всего пригоден к обороне. В этом плане очень характерен пример с Херсоном, где россияне не стали заморачиваться с удержанием областного центра, выбрав репутационный урон в пользу военных издержек. Запорожье с правым берегом соединяет всего три моста. В случае осады города их уничтожение, в общем-то, не запредельно сложная задача.
А дальше никаких хороших вариантов для Запорожья все равно не остается. ВСУ могут биться за каждый дом по примеру Мариуполя, и город в итоге превратится в руины, которые коренные запорожцы не узнают. Но даже если ВСУ без боя отойдут на правый берег, две армии все равно будет разделять только река. Варианта, как с Донецком и даже Харьковом, когда можно отодвинуть войска противника хотя бы на удаление, превышающее артиллерийские обстрелы, в случае с Запорожьем нет. А значит, населенный пункт до наступления устойчивого перемирия будет монотонно разрушаться.
Это далеко не все вариации будущего Запорожья, но, на наш взгляд, они наиболее реалистичные. И, к сожалению, как и в случае с Харьковом, счастливого и безоблачного будущего у Запорожья мы тоже не видим.
Источник: КTime