Новый порядок лечения определен постановлением правительства от 3 января 2013 года, которое в свою очередь вышло после принятия Верховной Радой новой редакции Закона «О борьбе с туберкулезом». В медицинских кругах такое решение воспринимают позитивно.
«Принудительная госпитализация должна быть в какой-то степени высшей мерой наказания для наших пациентов. Жизнь складывается из кнута и пряника, и у нас должен иметься не только пряник, в виде, например, благоприятных условий лечения, но и кнут, который может заставить пациентов лечиться, потому что они, к сожалению, представляют угрозу для общества. Хотя в целом наша задача – уговорить человека по-хорошему», – заявил «Жизни» главный врач Донецкой областной противотуберкулезной больницы Владимир Мозговой.
Прогресс налицо
Впрочем, нельзя сказать, что практика недобровольной госпитализации станет для нашей страны чем-то совершенно новым. Разница между предыдущей формулировкой в постановлении Кабмина («обязательная госпитализация») и нынешней («принудительная госпитализация») может показаться незначительной, однако все дело в механизмах.
В минувшем году, когда судьи еще не всегда в полной мере понимали, как можно заставить человека прибыть в лечебное учреждение, в Донецкой области зарегистрировали 14 случаев обращений в суд для госпитализации больных туберкулезом. Случалось, что рассмотрение дела затягивалось на неделю (в течение которой больной никак не ограничен в своих передвижениях и вполне может заразить еще несколько человек).
Сегодня же механизм таков: если больной заразными формами туберкулеза нарушает противоэпидемический режим и этим ставит под угрозу заражения других лиц, представитель тубдиспансера подает в суд заявление с просьбой разрешить принудительную госпитализацию. И если суд решает дело в пользу истца, лечебное учреждение обращается в органы внутренних дел, а те обеспечивают выполнение решения.
Проблема состоит в том, что больной может просто уйти из больницы. Правда, в таком случае его можно привлечь к уголовной ответственности за невыполнение решения суда. С другой стороны, человек может отказаться от лечения (ведь о принудительном лечении в законе речь не идет, только о госпитализации).
Истоки проблемы
Ответ на вопрос, почему люди сознательно отказываются от бесплатного лечения, до неприличного меркантилен: это выгодно. Больной получает вторую или третью группу инвалидности и пособие к ней, а жить за счет государства – голубая мечта асоциальных личностей. Проблема лишь в том, что болезнь начинает отступать, а значит, скоро придется жить за свой счет. Решение проблемы – прервать лечение, и прогресс сойдет на нет.
«Люди не понимают, что такое туберкулез, – с неподдельным сочувствием констатирует пациентка Екатерина, недавно повторно угодившая в больницу. – Я сама наблюдала, как пациенты уклоняются от лечения. Когда человека госпитализировали, в первое время ему нехорошо: температура, слабость, но буквально на вторую-третью неделю самочувствие улучшается, и он начинает игнорировать лечение, просто не употребляет лекарства. Человек делает вид, что глотает таблетку, а сам прячет под язык. Через неделю такое «лечение» уже не будет помогать».
Женщина впервые заболела в 2008 году. Как выяснилось позже, заразил ее один из коллег-госслужащих, причем явных признаков у него не было. Разве только покашливание, а кто сейчас берет больничный или отправляется на обследование при таком симптоме? Сравнивая ситуацию сегодня и пять лет назад, пациентка отмечает, что теперь проблем с оборудованием и препаратами нет.
В Донецкой области насчитывается 2 849 больных активной формой туберкулеза, причем 68% из них были выявлены при профосмотрах. Число заболевших на 100 тысяч населения составляет 43 человека (это шестой показатель в стране). Ежегодно от туберкулеза умирает более 7,5 тысячи украинцев.
Все, как в СИЗО
Кроме того в больнице созданы условия для содержания узников СИЗО. Не исключено, что туда же будут попадать и злостные «отказники». Условия там несравненно лучше, нежели в изоляторе, однако вчера, когда корреспондент «Жизни» осматривал палаты, ни в одной из трех людей не было. За весь минувший год пациентами успели побывать 12 заключенных.
Иван БУХТИЯРОВ