Стоит любителю хоккея заговорить о преимуществах Национальной хоккейной лиги, как болельщики клубов-участников КХЛ вступают в дискуссию – мол, наш розыгрыш вполне может конкурировать. Разгораются споры, каждый пытается доказать свою правоту. Давайте попробуем разобраться, имеет ли шанс молодой турнир дотянуться до уровня первой профессиональной хоккейной лиги в мире.
Говорить о том, что уже в следующем сезоне ярчайшие звезды хоккея соберут чемоданы и уедут из США и Канады, не приходится. Вот, кстати, и первый плюс НХЛ: за редким исключением сильнейших спортсменов мира можно увидеть здесь. Однако, умалять наш (а участие в розыгрыше «Донбасса» позволяет считать КХЛ в том числе и нашей) аналог Суперлиги не стоит.
Локаут пошел на пользу
Очередной локаут в НХЛ был объявлен 16 сентября 2012 года, после того как лига и профсоюз не смогли договориться о новом коллективном соглашении. Камнем преткновения ялялось разделение возможного дохода между лигой и профсоюзом. Теперь вопрос решен, и полторы недели назад игры возобновились.
Как самостоятельное явление локаут не очень приятен, но нам, зрителям, он дал немало. С одной стороны, сезон выйдет укороченным – команды сыграют не по 82, а по 48 матчей. С другой же, – интереснее будет соперничество, ведь нет времени на раскачку, нет времени на исправление ошибок. А потом – самое интересное, плей-офф, розыгрыш Кубка Стэнли, у которого в последние годы всегда появляется какой-то новый владелец и, как правило, из числа тех, в кого не шибко-то и верили.
И действительно, примерное равенство сил, отсутствие явного фаворита – еще одно огромное достоинство НХЛ. Проходные матчи здесь исключены как класс!
Зато после опыта локаута зазывать звезд будет легче: в психологии хоккеистов КХЛ укоренилась в качестве реальной альтернативы НХЛ. Отзывы о нашей лиге гастролеры оставили хорошие.
«Первое, что бросается в глаза, – КХЛ значительно прибавила в плане организации, – утверждает Евгений Малкин. – Запомнилась новая арена в Магнитке, хороший чартерный самолет, на котором мы летали, отличные отели. Большой разницы между двумя лигами сегодня уже не вижу».
«КХЛ оставила очень хорошее впечатление, люди хорошо катаются, хорошая техника, – вторит коллеге Руслан Федотенко. – Стиль хоккея другой, конечно, потому что лед побольше, но я, если честно, очень удивился. Очень хорошая лига. И я с удовольствием сюда вернусь».
Есть беспокойство, что после того, как некоторые отличные хоккеисты вернулись в НХЛ, зрелищность российского турнира снизится. Зрители и команды в одночасье лишились таких звезд, как Дацюк, Малкин, Овечкин, Гончар, Бэкстрем. Среди них и «Донбасс», за который играли три «энхаэловских» украинца: Бабчук, Поникаровский и Федотенко. Во многом благодаря этим парням «Донбасс» ведет борьбу за место в плей-офф.
Пожалуй, к плюсам КХЛ можно было бы отнести количество участников. Представители семь стран борются за главный трофей – Кубок Гагарина. Однако, во-первых, данное представительство условно – из шести стран выступают только по одной команде. Во-вторых, уровень хоккея в этих странах пока очень далек от Канады и США,
Доходный фактор
Авторы проекта Континентальной лиги сразу ставили перед собой смелые планы – превзойти НХЛ по всем показателям. В то же время, здравомыслия в суждениях не теряли: согласно бизнес-планам предполагалось, что первые три сезона лига, созданная в 2008 году в разгар мирового финансового кризиса, работать будет в убыток. Реальность превзошла ожидания: уже в третьем сезоне доходы КХЛ превысили расходы (785 млн. рублей против 650 млн.). А в 2012 году лига, превысив отметку доходов в 1,3 млрд., впервые получила чистую прибыль. Однако стоит посмотреть в ведомости конкурента – и становится даже смешно. В прошлом сезоне в Северной Америке зафиксировали доходы в размере 3,3 млрд. долларов.
Еще более показателен контраст при сопоставлении относительных финансовых показателей, а именно составляющих клубного бюджета. Президент КХЛ Александр Медведев регулярно упоминает, что если раньше в российском хоккее был единственный способ добывания денег – с помощью административного ресурса, – то теперь началась эра коммерческих отношений. И все же среднестатистический клуб зарабатывает на продаже билетов и прав на телетрансляции незначительную долю средств (около 20%), остальные расходы покрывают спонсорские дотации. В НХЛ же билеты обеспечивают половину клубной казны, еще 15% – телетрансляции, а на долю спонсоров приходится 35%.
Даже успешные клубы в России не всегда могут собрать аншлаг на домашних матчах: несмотря на то, что с каждым сезоном средняя посещаемость матча КХЛ растет на 350-400 человек, она до сих пор не превышает 7000 зрителей. За океаном темпы роста чуть ниже (2% против 5%), но абсолютный показатель впечатляет – 17 300 зрителей на игре.
Добро бы все ограничивалось недостаточным материальным обеспечением – но информационная работа также оставляет желать лучшего: в отличие от НХЛ бренду КХЛ пока не удалось выйти за узкоспортивные рамки и стать достоянием массовой культуры.
Несомненное достижение Континентальной лиги в одном: ее сравнивают с НХЛ. Шведский, финский или швейцарский чемпионаты такой чести еще не удостоились.
Новый трофей КХЛ
Лига молодая, а значит, может позволить себе экспериментировать. По итогам регулярного чемпионата КХЛ, который завершается 17 февраля, в плей-офф не попадут шесть клубов Западной конференции и четыре клуба Восточной. Все они примут участие в новом турнире – Кубке Надежды.
Клубы Западной конференции 21 февраля и 23 февраля проведут квалификационные матчи, по итогам которых две команды окажутся лишними. Затем состоятся матчи плей-офф Кубка Надежды, начиная с четвертьфинала, однако в рамках конференций. В итоге в главной утешительной серии встретятся лучшие клубы «Запада» и «Востока» – из числа тех, кто не пробился в розыгрыш Кубка Гагарина.