Две самых острых и актуальных проблемы области в сфере медицинского обслуживания – реформирование «скорой помощи» и младенческая смертность, рассматривались на коллегии Донецкой областной администрации, состоявшейся 24 января.
Проблемы большие и малые
Несмотря на то, что реформирование службы экстренной медицинской помощи отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, введение новых правил проходит непросто. На недавнем заседании комитета по экономическим реформам президент Украины Виктор Янукович раскритиковал неготовность правительства к внедрению Закона «Об экстренной медпомощи». «Недопустима дискредитация закона действиями должностных лиц, которые сегодня не выполняют законы, а делают все наоборот. Я имею в виду реформирование скорой помощи. Вы видите, сколько случаев невыполнения этого закона», – подчеркнул глава государства.
В Донецкой области ситуация лучше, нежели по стране в целом, – уверяет зампредседателя Донецкой облгосадминистрации Елена Петряева. «За год до принятия Закона «Об экстренной медицинской помощи» мы начали работу по централизации экстренной медицинской помощи, поэтому регион избежал критики президента», – сообщила Елена Борисовна.
Тем не менее, свои сложности есть и в нашей области. По признанию Елены Петряевой, в минувшем году у нее подчас складывалось впечатление, что руководители станций «Скорой помощи» сознательно саботируют все решения.
«Скорая» должна стать скорой
Нормативные 10 минут для города и 20 – для сельской местности, за которые «скорая помощь» должна прибыть по вызову, пока соблюдаются далеко не всегда. Главная причина опозданий – состояние дорог, но свою роль играет также отсутствие освещения, табличек с названиями улиц и номеров домов.
Немаловажным фактором является и обновление автопарка, ведь во многие населенные пункты новые машины не поступали уже много лет. Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2012 году, когда область получила 107 «скорых». К сожалению, не все жители шахтерского края, которым требовалась экстренная медпомощь, почувствовали, что бригады приезжают быстрее. К примеру, в Краматорске, Артемовске, Докучаевске и Волновахе пробег новых автомобилей составил 0 километров.
Еще одна проблема состоит в том, что получаемые машины «скорой помощи» нельзя использовать в сельской местности. Дело в том, что из-за технических особенностей (низкорасположенной подвески) их использование в условиях некачественного дорожного покрытия невозможно.В этом контексте даже удивительно, что к соблюдению норматива гораздо ближе именно сельские районы.
Трагическая статистика
По уровню младенческой смертности показатели Донецкой области – худшие в Украине. Причем, если в 2011 году на тысячу новорожденных детей в первый год жизни умирало 11,4 младенцев, то в 2012-м – 12,8 – на треть больше, нежели в среднем по стране. Ухудшение произошло, даже несмотря на самое большое за годы независимости финансирование отрасли.
Среди главных причин – состояние здоровья молодых людей. Раньше врачи полагали, что обследовать нужно прежде всего группу риска, однако сегодня ситуация кардинально изменилась: обследовать нужно всех, ведь даже у благополучных пар могут рождаться дети с серьезными отклонениями.
Впрочем, и регулярное прохождение обследований не всегда способно обезопасить. Скажем, в прошлом году у донетчанки родился ребенок, у которого не было ни единого не поврежденного органа или системы. При этом женщину трижды обследовали на УЗИ.
В некоторых случаях недорабатывают правоохранительные органы. В Авдеевке в течение года у матери погибло двое детей – трех и одиннадцати месяцев. Причем семья не состояла на учете, хотя являлась неблагополучной.
Географические зависимости
В тех городах, где есть неонатальные центры (Макеевка, Мариуполь, Донецк, Краматорск, Горловка), показатели младенческой смертности ниже среднеукраинских. Однако если в крупных городах ситуация сравнительно неплохая, то в родильных отделениях других городов – просто катастрофическая. «Там просто опасно рожать», – недвузначно заявил губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий.
В семи регионах показатель младенческой смертности значительно выше областного: Ясиноватский район, Ждановка, Артемовск, Красный Лиман, Красноармейск, Селидово и Славянский район. На протяжении последних двух лет в городах Артемовске и Ждановке смертность превышает областной уровень в среднем на 20%.
«Готовьте выговор двум главам райгосадминистраций, – поручил глава облгосадминистрации. – А по итогам шести месяцев, в июле снова рассмотрим этот вопрос, и если в районах, где наблюдается самая высокая смертность младенцев, не изменится ситуация, я приму жесткие меры. На мэров, которые относятся наплевательски к данным проблемам, я тоже найду методы влияния». Также Андрей Владимирович дал понять, что не питает иллюзий по поводу проблемных моментов в здравоохранении: «Мне трижды приходилось бывать в родильных домах, поэтому я могу сравнить. В 1988 году я не покупал никаких лекарств. В 1997 году мне уже приходилось покупать некоторые медикаменты. А в 2008 году я 2-3 раза в день бегал из киоска в родильное отделение. Мне скажут, денег не хватает. Мое мнение – не хватает в первую очередь совести и ответственности, причем на всех уровнях».
КОММЕНТАРИЙ
Шамиль Утюшев, главный врач станции «скорой медицинской помощи» города Макеевки:
– Те изменения, которые вступили в силу с января нынешнего года, внесли в нашу работу определенную ясность. Сейчас вызовы «скорой помощи» делятся на экстренные (потеря сознания, судороги, внезапная боль в области сердца, все виды травм, поражение током, молнией, дорожно-транспортные происшествия и другие) и не экстренные (внезапное повышение температуры тела, сопровождающееся кашлем, насморком, болью в горле, головная боль, головокружение, слабость, повышение артериального давления, болевой синдром у онкобольных, обострение хронических заболеваний и другие). Ведь очень много вызовов у нас не экстренных, это и обострение хронических заболеваний, и повышение давления у пожилых людей. Теперь нам законодательно разрешено в течение часа такие вызовы задерживать, а потом посылать машину. Если работает поликлиника, то передаем участковому врачу. Это вызывает у людей некоторое недоумение. А тот временной интервал в 10 минут, который нам дается для экстренных случаев, вполне достаточный. Кроме того, если есть объективные факторы, которые мешают этому, а их масса, к примеру, те же пробки, то прибавляются еще дополнительные 10 минут. В черте города вполне реально приехать на вызов вовремя.
Да, существует кадровая проблема. Она актуальна не только для нас. Обеспеченность врачами 60%. Работа непростая, вот и уходят люди. Поэтому бригады не всегда с врачом. Но фельдшера у нас квалифицированные, почти все они имеют высшую категорию. И такими кадрами наша станция укомплектована. Все медицинские препараты, которые есть в сумке у врача, есть и у фельдшера. Любые манипуляции они могут также сделать, но если ситуация непростая, то пациента госпитализируют, а в стационаре ему окажут необходимую помощь.
Я бы не стал говорить о саботаже нашей службы в период реформирования. В Донецкой области станций «Скорой помощи» было 48, а станет 11. И теперь представьте, сколько главных врачей, бухгалтеров потеряют работу?! Возможно, есть те, кто с этим не согласен. Сейчас в результате реорганизации станции «Скорой помощи» укрупнили, и это повысит качество их работы. В скором времени к нашей станции «Скорой помощи» присоединят Зугрэс, Харцызск, Иловайск, Амвросиевский район. Это не значит, что на вызов из Зугрэса будут ехать наши машины. Подстанции там и останутся, и врачи, которые там были, продолжат работу, просто они теперь будут входить в состав нашей станции «Скорой помощи».
Иван БУХТИЯРОВ, фото автора