Не так давно активисты одной небезызвестной в Донецке общественной организации предложили переименовать научную библиотеку имени Надежды Крупской, а позднее – убрать памятник Ленину с главной площади города. Эту тему тут же подхватили представители оппозиционных сил, журналисты и блоггеры.
Одни считают уничтожение памятников борьбой за историческую справедливость, другие – надругательством над историей, мне же кажется, что склонность к вандализму есть не что иное, как один из признаков незрелости нации.
Желание отречься от прошлого и сделать все по-своему присуще всем государствам на этапе их становления. Только вот Украина является независимой уже 21 год, но упорно продолжает страдать юношеским максимализмом.
Желание отречься от прошлого и сделать все по-своему присуще всем государствам на этапе их становления. Только вот Украина является независимой уже 21 год.
Иначе чем можно объяснить все эти перформансы, направленные на осмеяние давно умершего Иосифа Сталина, требования уничтожить памятники Ленину и переименовать все улицы с советскими названиями? Возможно, это желание следовать европейским трендам? Да, советские памятники не пользуются особой популярностью среди европейцев, ведь они не являются частью их истории. Но даже в Европе желающих опуститься до откровенного вандализма немного. К примеру, ранее в центре Будапешта был установлен мемориал в память о советских воинах, погибших во время освобождения города от фашистов. И только в 2007 году было принято решение о переносе мемориала на воинское кладбище на окраине города. Вопрос об уничтожении даже не поднимался, хотя речь шла о чужой для венгров истории.
При этом европейцы, с которых наши общественники якобы берут пример, крайне бережно относятся к своему прошлому, не открещиваясь от печальных и даже пугающих событий.
Будет уместно привести один яркий пример. В городе Венеции есть набережная Rio de Biasio, названная в честь хозяина располагавшейся там в середине XVI века таверны, известной на весь город. Этот человек был обоснованно обвинен в детоубийстве и каннибализме. Описывать его деяния и то, как расправились с ним венецианские власти, пожалуй, не стоит. Но набережную и остановку речного трамвайчика переименовывать не стали из уважения к истории. Показательно, правда?
Я не питаю особой любви к вождю мирового пролетариата, но он – часть нашего прошлого, которое нельзя рассматривать скозь призму сегодняшнего дня. Мы забыли, что история не может быть черно-белой, она состоит из полутонов. Французская революция была кровавой и унесла множество жизней, но по-прежнему называется Великой. Может, и нам пора проявить зрелость и начать уважать свое прошлое?
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ