Накануне Международного дня театра корреспондент газеты «Жизнь» встретился с художественным руководителем Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко Вадимом Писаревым, чтобы узнать о грядущих изменениях в жизни «Донбасс Оперы».
Вадим Яковлевич, мы встретились с вами в преддверии Международного дня театра. Расскажите, как коллектив «Донбасс Оперы» отметит этот праздник?
Мы будем отмечать его с размахом. 27 марта в 18.00 на сцене театра состоится концерт, где будут представлены отрывки из «Летучего голландца», «Собора Парижской Богоматери», «Пер Гюнта», «Богемы», «Турандот». Кроме того, зрители впервые услышат арии из опер «Лакме», «Вертер», «Самсон и Далила». Мы хотим сделать грандиозный концерт. Такие мероприятия не нуждаются в рекламе, поскольку, к нашей большой радости, у театра появилась постоянная элитная публика, которая следит за молодыми исполнителями, а также отдает дань уважения старшему поколению.
В нынешнем году Школа хореографического мастерства Вадима Писарева отметила свое 20-летие. Чего вам удалось достичь за это время и какие цели ставите перед собой?
Эта школа – большой помощник театра оперы и балета, она поставляет нам кадры. Сегодня 99,5% артистов труппы являются ее выпускниками. За 20 лет существования хореографической школы из нее вышли такие известные танцоры, как Яна Саленко, Денис Черевичко, Ярослав Саленко, Евгений Лагунов, Жарлин Ндуди, Андрей Писарев, Мария Чугай и Светлана Бедненко.
Мы выпускаем по-настоящему талантливых артистов, но задача в другом – чтобы они оставались в нашем театре и работали для донецкого зрителя, а не прославляли нашу школу за рубежом. Как ни странно, причиной тому материальная база: театр получил звание национального, а зарплата уже четыре года не соответствует такому званию, и донецкие артисты уходят в театры Киева, Одессы или Москвы. Они восемь лет учатся, творчески растут на наших глазах и отдавать их очень больно, опускаются руки. Эту ситуацию мы и хотим изменить.
Четвертого апреля состоится презентация проекта реконструкции здания «Донбасс Оперы». Какие изменения ждут театр?
Не будет существенных архитектурных изменений. Мы взяли за основу эскиз 1971 года, где была предусмотрена пристройка, куда уйдут все административные помещения театра, а значит, у нас появится больше гримерных для удобства артистов. Все знают, что театр первоначально предусматривался как драматический, здесь есть нарушения акустики, отсутствует балетная сцена, а декорации все еще поднимаются вручную. Когда эти проблемы решатся, театр выйдет на новый уровень и нам не будет стыдно перед европейскими гостями.
Конечная сумма еще не определена, но, как я слышал, она составит почти 450 млн. грн. Это очень большие деньги, но проделанная работа останется нашим потомкам на следующие сто лет. Наверное, в том и будет самая значительная заслуга коллектива.
Вы ощущаете поддержку областной власти в данном вопросе?
Донецкий областной совет, и прежде всего его глава Андрей Федорук, очень нас поддерживает и сам двигает идею реконструкции театра. Мне было безумно приятно, когда я пришел без предварительной договоренности и застал его на заседании по ремонту театра. Он понимает, что с такой проблемой можем справиться только мы.
Чем будет заниматься труппа в период реконструкции?
Реконструкция займет два-три года. Театр не будет закрываться, но, скорее всего, у нас появится значительно больше гастролей. Некоторые выступления перенесем в Центр славянской культуры.
Постановка оперы «Летучий голландец» существенно подняла уровень всех театров Украины, но прежде всего – «Донбасс Оперы». Какими работами будете подтверждать свой статус?
То, что мы поставили «Летучего голландца», – пример для всех стран. Было много опасений, что не потянет оркестр, хор не справится, коллектив не сможет преодолеть языковой барьер. Но мы набрались смелости и воплотили мечту в жизнь, а режиссер-постановщик Мария Курочка осталась очень довольна сотрудничеством. Благодаря проекту удалось поднять планку на высокий уровень, все спектакли теперь подтягиваются к этой высоте. В июне наше творение увидят жители Киева, Львова и Одессы.
Но в нынешнем году 200 лет исполнится не только Рихарду Вагнеру, но и Джузеппе Верди, чье произведение «Бал-маскарад» будет презентовано на донецкой сцене. Этот спектакль прекрасен тем, что в нем задействованы все солисты оперы. Более того, 200 лет исполнится первому украинскому оперному композитору Семену Гулаку-Артемовскому, и мы попросту не можем пройти мимо оперы «Запорожец за Дунаем». Также в июне будет юбилейная дата армянского композитора Арама Хачатуряна, в честь которого мы готовим балет «Спартак». Как видите, идем по истории, и такие громкие даты пропустить не вправе.
Вы думали о том, чтобы презентовать постановку на родине Вагнера?
Директор «Донбасс Оперы» недавно побывал на «Летучем голландце» в театре «Ла Скала» в Милане. Он отметил, что наша постановка в два-три раза сильнее по режиссуре, оркестру и хоровому исполнению. Я уверен, мы добьемся успеха и за рубежом. Подготовительная работа уже ведется, и в ноябре театр, скорее всего, поедет на гастроли в Германию.
Наталья ЛЕХАН