Тема футбола всегда была и будет самой интересной, обсуждаемой, так как это зрелищность, огромные деньги, которые крутятся вокруг данного вида спорта, колоссальное количество всевозможных чемпионатов и турниров – все превращено в определенную систему, и она дает результат. Люди, обслуживающие эту систему, тоже, кстати, за немалые деньги, не всегда спортсмены, и не всегда имеют, на мой взгляд, право врываться в эту систему и устанавливать свои правила. Всевозможное количество скандалов берется из ниоткуда и порой они наносят вред зрелищности футбола, его оценке с точки зрения спортивности.
Совсем недавно один футболист позвонил комментатору и пригрозил отрезать ему язык, видимо, за то, что тот вторгается в его личную жизнь, делая достоянием общественности его походы в развлекательные заведения. Или очередной фокус нашего украинского клуба, когда президент клуба запретил ходить и давать комментарии на телевизионный канал, принадлежащий другому клубу и имеющему, обязательства перед спонсорами чемпионата, обязательства определенного формата трансляции, оговоренные регламентом турнира. Не боясь при этом, что не вся огромная зрительская аудитория разделяет данную точку зрения. Все комментаторы и телевизионные каналы кому-то принадлежат, у них есть определенная зависимость от учредителей или, как сейчас модно говорить, хозяев заводов, газет, пароходов.
Понятно, что комментатор имеет свои пристрастия и он тоже человек, но нельзя так неуважительно относиться к команде соперника и давать информацию в угоду топ-менеджменту клуба, в чьей системе ты работаешь.
Понятно, что из уст ведущего трансляцию матча «Зенит» – «Мордовия» при счете 0:3 (как пример рассмотрим господина Геннадия Орлова, которого я, кстати, очень уважаю), вы не услышите, что питерцы играют плохо. Вам расскажут о том, что появилась некая усталость, о том, что был трудный переезд, плохое качество поля и найдется еще куча фактов, чтобы в какой-то мере сгладить проигрыш любимого клуба, а в том, что он любим (по словам Орлова), никто не сомневается.
Или когда играет «Барселона» и другая команда, уже в дебюте преподнесут это событие таким образом, что наша местная команда, если мы смотрим украинский канал (не буду называть, дабы не обидеть, но все и без того понятно), уже заслуживает звания героев, поскольку испанцы какие-то небожители, и мы тоже хотим играть как они, и у нас все для того есть, и мы скоро будем как они.
В наших трансляциях вы редко услышите историю клубов, историю города, вообще отличительные и интересные мнения. На постсоветском пространстве это делает небольшое количество людей с хорошим знанием околофутбольной жизни, людей, действительно интересующихся футболом не в угоду своему любимому клубу (таких, как правило, большинство), а в угоду зрителю, который ходит на игры, покупает билеты, абонементы, подключает спутниковые тарелки, платя при этом большие деньги.
Как-то довелось смотреть матч «Кальяри» – «Интер» с комментатором Георгием Черданцевым. Играли так себе, ничего особенного, но было столько интересной информации об итальянских стадионах, которые переживают огромные проблемы, о болельщиках различных клубов, о президентах клубов и их нестандартных подходах к организации функционирования итальянского футбола в эпоху кризиса, что невольно позавидуешь хорошей подаче информации. Понятно, что комментатор имеет свои пристрастия и он тоже человек, но нельзя так неуважительно относиться к команде соперника и давать информацию в угоду топ-менеджменту клуба, в чьей системе ты работаешь. Почему зритель, если любимая команда играет плохо, не молчит на трибунах, а живо обсуждает ее ошибки, телевизионные же трансляции отдельных матчей и последующих обсуждений превращаются в некий междусобойчик, понятный только людям, находящимся в студии. Да, я понимаю, есть рейтинги, их стараются придерживаться хозяева телеканалов и клубов, но рейтинги – вещь несколько абстрактная, а за большие деньги вам нарисуют любой рейтинг и с экрана докажут, что именно это вам нужно.
В наших трансляциях вы редко услышите историю клубов, историю города, вообще отличительные и интересные мнения. На постсоветском пространстве это делает небольшое количество людей с хорошими знаниями околофутбольной жизни.
Сегодня огромный выбор различных возможностей смотреть и слушать футбол, а читать (так просто за гранью мышления) о том, как кто-то кому-то хочет отрезать язык или в каком ресторане обедает отец футболиста Безуса, не очень интересно. Мне рассказывали, что в одном городе в день перелета команды никто не хочет работать в аэропорту ни на регистрации, ни в «дьюти фри», и вообще стараются минимизировать контакт с окружающими людьми, потому что это проблема. И проблема не в футболистах, а в том, что люди, работающие в клубе, – всевозможные «помощники», «замы завов», «начальники машин» – ведут себя по-хамски и считают, что им все дозволено. В любой европейской стране такие факты просто невозможны или единичны. Навязывая подобные ценности, от нас зачастую пытаются скрыть или наоборот показать, гонясь за рейтингом, хамское поведение футболиста или тренера с журналистом. Непонятно, почему личная жизнь футболиста или вообще личная жизнь человека должна становиться достоянием гласности, если она, конечно, не противоречит морали и закону. Мне вот, да и многим из вас, абсолютно неинтересно, почему премьер Великобритании ездит на работу в метро. Ну не поверю я, что у него нет машины с водителем. Мне неинтересно, как распорядился своими деньгами Кержаков, отдав их каким-то людям, и они его «кинули». Понятно, что все это постановочные, одномоментные трюки и, скажем так, к месту. Выбор, безусловно, за вами, и проглатывать то, что нам сегодня навязывают, уже не совсем получается, поэтому хочется получать продукт высокого качества, но качество не всегда соответствует образу.
Дмитрий ШИШКИН