По ту сторону
Туберкулез в тюремной среде и чем он опасен для окружающих, обеспечение заключенных работой, а также условия содержания в СИЗО – основные вопросы, которые решали представители общественных организаций и органов исполнительной власти на прошедшем недавно заседании комиссии по проблемам осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
«Они такие же украинцы, как и мы, и их права так же должны быть соблюдены», – эту мысль, высказанную заместителем председателя – руководителем аппарата Донецкой облгосадминистрации Вадимом Фоминым, можно назвать ключевой в решении поставленных правозащитниками вопросов.
Тюремная болезнь
Начали с ситуации с туберкулезом в тюрьмах. Даже при том, что число заключенных не уменьшается, специалисты не склонны называть ее эпидемией и говорят о снижении уровня заболеваемости. Сергей Кравченко, начальник отдела медицинского обслуживания и контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием управления государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, считает необоснованными страхи украинцев перед каждой амнистией, когда люди боятся, что вышедшие на волю будут способствовать росту статистики по этой болезни. Ничего подобного не происходит, говорит он. Однако контроль за судьбой больных туберкулезом заключенных в области осуществляется плохо – большая часть из них после амнистии теряется и к врачам не обращается. Среди плюсов специалисты отметили тот факт, что международная организация «Врачи без границ» готова профинансировать обеспечение больных одноразовыми масками, а персонал – респираторами многоразового пользования, и приобрести экранированные бактерицидные лампы. Решается также вопрос доставки больных в клинику не общественным, а спецтранспортом. А среди минусов – то, что установка так необходимой для борьбы с инфекцией в больничных отделениях приточно-вытяжной вентиляции практически невыполнима, потому что стоит огромных денег, рассказал главный врач Донецкой областной клинической туберкулезной больницы Владимир Мозговой. Поэтому, по статистике, жертвами болезни ежегодно становятся в среднем два работника больницы или колонии, где есть туберкулезные больные.
Давно знакомая проблема: стандарты контроля есть, они отвечают международным, но на их выполнение, как всегда, недостаточно денег…
За решеткой, но без крыши
Условия содержания в местах лишения свободы тоже оставляют желать лучшего. Обстановка колоний еще хоть в какой-то степени удовлетворительна (за два года, по данным Ассоциации украинских мониторов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов), было три жалобы от осужденных в Торезе и Донецке. А вот состояние следственных изоляторов вообще нельзя назвать нормальным.
Александр Букалов, председатель Донецкой правозащитной организации «Донецкий мемориал», рассказал, что в начале июля он вместе с представителями прокуратуры побывал в Мариупольском и Донецком СИЗО. По его словам, их помещения абсолютно не приспособлены для содержания людей. «Старые, давно без ремонта, стены, зимой – сырость, летом – духота, – говорит правозащитник, – а государство выделяет на ремонт всего 5% от потребности. Нужно обсудить эту проблему и с судами, которые щедро отправляют в СИЗО людей, вынужденных сидеть там по полгода даже из-за какого-то штрафа». Александр Букалов напомнил случай с Марьинским СИЗО, где виновный провел 10 месяцев только из-за того, что ему по разным причинам не предоставляли конвой для участия в суде. Заседания откладывались, а человек сидел. И только участие правозащитных организаций прекратило его заточение, даже прокуратура не помогла в этом вопросе. Как одна из подвижек – решается вопрос о выделении земли в Донецке для строительства СИЗО, соответствующего новым нормам, обнадеживают в управлении по исполнению наказаний.
Труд как перевоспитание
Занятость заключенных – тоже больной вопрос. Хотя это огромная армия – в тюрьмах только Донецкой области сидят 20 с лишним тысяч человек. Управление по исполнению наказаний регулярно обращается к местной власти, к предпринимателям, чтобы они использовали эту рабочую силу, однако пока вопрос решается медленно. «А ведь труд является не только фактором исправления человека, но и главным источником его дохода. Заключенный будет иметь хоть какие-то деньги, чтобы освободившись, к примеру, доехать домой», – отмечает начальник управления по исполнению наказаний Юрий Приходько.
Как пример помощи с работой вышедшим на волю – Мариупольский меткомбинат имени Ильича. Его руководство не только трудоустраивает отбывших срок, но и дает прописку в своем общежитии… А это, безусловно, влияет на их дальнейшую судьбу.
Опыт показывает, что многие вопросы может решить только активная гражданская позиция, настойчивость правозащитников и просто неравнодушных людей. Не последним остается и финансирование – на заседании комиссии принято решение добиваться закладки этих средств в будущий бюджет.
Елена ШУЛЮПОВА