
Юрий Васильевич, расскажите, как вуз справляется с задачей по подготовке семейных врачей?
Подготовкой семейных врачей мы занимаемся с 2004 года и за период существования кафедры семейной медицины успели выпустить 1100 врачей этой специальности. Показатель хороший, но если говорить о нехватке медицинских кадров, то в Донецкой области недостает порядка
4 тыс. специалистов, из которых 1500 – семейные врачи.
Существует специальный перспективный план по подготовке медицинских кадров, согласно которому работает главное управление здравоохранения Донецкой областной государственной администрации, а значит, и университет. До 2015 года мы должны восполнить дефицит, а потому уже сейчас готовим врачей двумя путями: через интернатуру и вторичную специализацию, когда терапевты, педиатры, медики других специальностей получают новую профессию – становятся семейными врачами. За два года работы вуз выпустит еще порядка 1100 семейных врачей. Думаю, этого будет достаточно, чтобы наладить работу медучреждений области.
Но не следует забывать, что в рамках реформирования системы здравоохранения сегодня в регионе создаются госпитальные округа, а в центральной больнице каждого из округов должны будут круглосуточно работать узкие специалисты (хирурги, анестезиологи и др.). Уже сейчас мы видим предпосылки к возникновению проблемы с подготовкой врачей этих специальностей, ведь сегодня все силы брошены на подготовку семейных врачей, и в некоторых больницах области ощущается нехватка узких специалистов.
Наверняка вы озвучивали эту проблему перед руководителями как области, так и государства. О чем удалось договориться?
На заседании актива медработников региона под руководством вице-премьер-министра Украины Константина Грищенко решено, что заявка, которую мы будем подавать на различные специальности во время распределения врачей, будет сбалансирована. Другого выхода у нас нет, поскольку медицинский университет имеет лицензию Министерства образования и науки Украины, определяющую количество студентов для набора и обучения. Согласно ей, 350 студентов нашего вуза учатся на бюджете и в дальнейшем отправятся работать туда, куда направит их государство, а 250 студентов-контрактников будут вправе сами выбирать свой путь.
Не первый год в Донецкой области действует программа, предусматривающая повышение престижности медицинской профессии. Эффективна ли она сегодня? Часто ли выпускники соглашаются на работу в сельской местности?
Самое главное в реформе здравоохранения – доступность оказания медпомощи и повышение ее эффективности. В свою очередь, эффективность зависит от того, каких врачей мы будем выпускать.
Все зависит от того, как местные власти городов и районов, где ощущается дефицит медицинских кадров, относятся к вопросу привлечения молодых специалистов. Сегодня мы активно сотрудничаем с мэром Красного Лимана Леонидом Перебейносом, который прилагает максимум усилий для разрешения такой проблемы: предоставляет жилье иногородним специалистам, ищет дополнительные возможности для увеличения им заработной платы. Более того, за счет средств местного бюджета он направляет на обучение студентов, которые через 5-6 лет вернутся в Красный Лиман и будут отрабатывать деньги, затраченные на их образование. Думаю, позиция выбрана правильно, поскольку в будущем не возникнет необходимости подбирать жилье для этих врачей, ведь они, по сути, вернутся домой.
В таком направлении постепенно налаживается работа и с властями Макеевки и Дзержинска. При этом руководителям других городов не нужно забывать, что сегодня около 30-40% врачей области – пенсионеры, и в будущем так или иначе должна наступить смена поколений медицинских работников.
Как вы считаете, врачам-терапевтам со стажем, скажем, в два десятка лет, по силам переквалифицироваться в семейных врачей?
Для грамотного думающего человека переквалификация не является проблемой. В течение обучения каждый медработник получит те навыки и умения, которыми прежде не обладал и, конечно же, освежит часть знаний, приобретенных еще в студенческие годы.
Единственное отличие состоит в том, что, к примеру, терапевты никогда прежде не занимались маленькими детьми... Именно поэтому при их обучении сделан акцент на педиатрию, а у педиатров – на терапию.
Курс медреформы, на ваш взгляд, выбран правильно?
Убежден, что государственная власть поступила правильно, выделив в качестве пилотных регионов те области, где структура населения существенно разнится. Так, в промышленном Донбассе только 7% сельского населения, в Днепропетровской области разделение поровну, а в Винницкой области 90% людей живут в селе.
Между тем мне кажется, что не нужно спешить в осуществлении реформы, поскольку некоторые позиции, в том числе законодательная база, могут остаться недоработанными. Дело в том, что медицина не находится в вакууме – нас окружает масса проблем, которые нужно решать параллельно: качество дорог, уличное освещение, замена автопарка и его оснащение. Каждый наш шаг должен быть взвешен.
Стартует вступительная кампания 2013 года. Какие изменения вы могли бы отметить? На какие специальности увеличен госзаказ? Возросла ли стоимость обучения?
Госзаказ не увеличен, но без изменений не обойдется. В текущем году медицинский университет будет впервые набирать 60 человек для заочного обучения на специальности «Фармация». Получению нами лицензии способствовал дефицит фармацевтов с высшим образованием, которые требуются для работы в аптеках и фармацевтических компаниях.
Также в нынешнем году мы получили лицензию, и уже со следующего года 20 человек будут иметь возможность получить второе высшее образование на базе нашего вуза. Мы приступим к подготовке госслужащих в сфере здравоохранения, а освоить эту специальность смогут не только медики.
Что касается стоимости, мы стараемся избежать резких скачков. Она возрастет с учетом индекса инфляции и в зависимости от факультета.
Занимая пост ректора ДонНМУ в 2010 году, вы отмечали, что разберетесь с коррупцией в вузе, поскольку она «убивает будущее уже сегодня». Каких результатов удалось добиться?
Полностью победить коррупцию очень сложно, однако определенные шаги в этом направлении мы уже сделали. Например, ввели нормативы при проведении итоговых работ. Отныне студент идет сдавать экзамен не к своему преподавателю, а наряду со студентами всего курса отвечает на 200 независимых тестов в специально отведенной аудитории. Также активно применяем замену лектора на другого педагога, принимающего у студентов зачеты и кредиты.
Более того, работает сайт ректора, на который каждый студент может прислать свои замечания. Я регулярно устраиваю прием студентов у себя в кабинете, и они, должен сказать, охотно идут на контакт, делятся личным мнением или просят разобраться в ситуации.
Хочу отметить, что сегодня медицинский университет является единственным вузом Украины, в котором по решению студенческого самоуправления введены платные отработки для учащихся, пропустивших занятия без уважительной причины. Я поддержал инициативу ребят, но поставил одно условие: все деньги, которые получит вуз от платных отработок, пойдут исключительно на нужды студентов, а распоряжаться ими будет студенческое самоуправление. Такая форма работы была введена с 1 сентября 2012 года и на вырученные деньги теперь проводятся научные конференции, покупаются или частично оплачиваются путевки в пансионаты, предоставляется материальная помощь студентам-контрактникам с хорошей успеваемостью. Несмотря на то, что стоимость отработки занятия невелика – не более 10 грн. за академический час, уже сейчас количество прогулов сократилось в четыре раза. Но самое ценное то, что в этом – заслуга самих студентов.
Наталья ЛЕХАН