Новая общественная организация призвана была объединить вокруг себя людей, лишенных или почти лишенных зрения. Перед ней стояло несколько сложных и важных задач: привлечение слепых к посильному общественно-полезному труду, их политическое воспитание, обучение и обеспечение условий для проведения их досуга и оздоровления.
В городах Украины один за другим стали открываться спецпредприятия, где могли работать инвалиды по зрению. В нашем городе такое предприятие открылось в 1934 г.
Создание общества слепых имело как свои плюсы, так и минусы, на днях ему исполняется 80 лет, и в юбилеи, тем более такие серьезные, о недостатках и просчетах говорить не принято. О несомненных достоинствах организации красноречиво свидетельствует пример жизни Анны Яковлевны Гончаровой.
Родилась она в 1921 г. В трехлетнем возрасте полностью потеряла зрение. Подрастая, чувствовала себя беспомощной и, кроме отца, никому не нужной. С горечью осознавала, что впереди ее ждут нищета и голод, учиться и работать незрячей было негде. Случайно узнали об интернате для слепых детей в г. Харькове. Отец отвез дочку туда. Аня с радостью стала учиться. Здесь кроме школьных знаний она получила навыки самостоятельного передвижения по городу, стала заниматься пением. У девочки появились подружки, тоже инвалиды по зрению, все вместе они учились выживать во тьме. Во втором классе Аня уже сама смогла приехать домой на каникулы. В интернате она освоила чтение и письмо по системе Брайля. Закончив школу, в 1938 г. пошла работать на предприятие общества (УТОС) в г. Сталино. Труд был тяжелый: вручную делали щетки для ухода за лошадьми, зарплата мизерная, но девушка радовалась, ведь деньги она зарабатывала самостоятельно и прокормить себя уже могла сама.
Закрыв общество, нужно прекратить и работу дворца, а значит, хладнокровно захлопнуть отдушину, единственную для этих людей. То же самое можно сказать и о региональной библиотеке для незрячих...
Она познакомилась с незрячим парнем, тоже работавшим на предприятии, он стал ее судьбой. Молодые люди поженились, их первенец родился за три дня до начала войны. Пережили фашистскую оккупацию и в 1943 г. они, инвалиды по зрению, стали трудиться для нужд Красной Армии, делали щетки для кавалерийских частей и вручную подшивали полотенца и простыни для госпиталей. Только предприятие (УТОС) давало возможность работать и зарабатывать.
Вместе с мужем Евгением они вырастили четверых сыновей. А. Гончарова горячо убеждена, что полноценная жизнь для нее стала возможной только благодаря обществу, созданному в 1933 г.
Со временем предприятие расширялось и богатело, рабочие стали получать достойную зарплату и благоустроенные квартиры. В возрасте 70 лет А. Гончарова ушла на пенсию, но продолжала участвовать в художественной самодеятельности, ведь пела она всегда и сейчас поет. В свои 92 Анна Яковлевна участвует в женском вокальном ансамбле ДК «Родина» Донецкого УПО «Электроаппарат» (УТОС). Память у нее такая, что более молодым солисткам слова песен подсказывает.
Эта удивительная женщина говорит: «Пока пою, пока и живу, благо, что есть где петь и выступать». Кроме пения пожилая женщина страстно увлекается чтением. Она читает озвученную литературу и книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом. Специализированная библиотека тоже находится в ДК «Родина».
В последние десятилетия прошлого века, благодаря монополии на некоторые виды изделий, а также обширным и стабильным связям с разными предприятиями СССР (Донецкий «Электроаппарат» изготавливал продукцию даже на экспорт и для космической отрасли), инвалиды по зрению получали высокие зарплаты. Часть доходов от производства шла на жилищное строительство, создание оздоровительных и культурных учреждений. Распался Советский Союз и вместе с ним оборвались все наработанные межпроизводственные связи, не стало ни поставщиков сырья, ни потребителей продукции. Производство предприятий (УТОС) сошло на нет, даже о тех, которые якобы действуют, сказать, что они работают, стыдно и нечестно. Альтернативной им замены в современных рыночных условиях никто пока не создал и не стремится создать.
Невольно возникает вопрос: а нужно ли такое общество теперь? Ликвидировать его можно, если забыть о людях, десятилетиями работавших в нем. Да, предприятия исчезли, но остались богатейшие традиции и мощный интеллектуальный потенциал общества, и разрушить их было бы преступно. Взять хотя бы тот же ДК «Родина». Деятельность его одержимых сотрудников стала сейчас буквально жизненно необходимой и бесценной для инвалидов по зрению. Нет работы, зарплата намного ниже минимальной, для работников и ветеранов умирающего предприятия занятия художественной самодеятельностью превратились в стимул к жизни, к самоутверждению. Занимаясь в художественных коллективах, развивая свои таланты, они выступают на сцене, побеждают на смотрах и фестивалях. Это позволяет людям отвлечься от серых будней и дает возможность просто отдохнуть душой. Заслуги у самодеятельных артистов большие, слава о народном коллективе «Русская песня» и литературной студии «Слово» (худрук Л. Нагорная) гремит на всю Украину. Директор дворца с 1975 г. Леонид Нагорный отмечает парадоксальный факт: несмотря на трудное время, сегодня у них рекордное количество солистов – 9 человек, раньше их столько не было.
Выходит, что закрыв общество, нужно прекратить и работу дворца, а значит, хладнокровно захлопнуть отдушину, единственную для этих людей. То же самое можно сказать и о региональной библиотеке для незрячих, работающей при дворце. Ее фонд составляет более 32 тыс. книг. Постоянных читателей около 700 человек и все – инвалиды по зрению. Завбиблиотекой Л. Кириенко работает здесь с 1979 года, она хорошо знает всех своих посетителей и как родная дочь относится к ним и говорит, что за спецлитературой к ним приезжают незрячие со всей области. Без этой библиотеки люди и читать не смогут.
Кроме производственной, существуют еще и территориальные организации: областная (председатель Л. Бондарь), в нее входят более 3 тыс. чел., и городская (председатель Г. Гуслев), она объединяет около 400 инвалидов по зрению. Эти организации защищают интересы незрячих и поддерживают их. Вывод один: общественная организация (УТОС) еще необходима и она должна жить и работать.
Галина ПОНОМАРЕВА