Наверное, именно так я бы кратко охарактеризовала новую работу Павла Лунгина, которую думающий зритель давно ждал в прокате.
Хорошо, что есть такие режиссеры, как Лунгин. Он не выдает на-гора по три фильма в год, но каждая новая работа – всегда событие. Причем очень обсуждаемое. И зрители, и критики, и коллеги устраивают жаркие споры. Одни кричат о гениальности Лунгина, другие сетуют, что им не хватило яркости в работе.
«Дирижер» не стал исключением. Сразу после просмотра я пришла к твердому убеждению, что мне фильм не понравился. Спустя несколько дней поняла, что вспоминаю об увиденном. А теперь практически не сомневаюсь, что снова посмотрю его.
Что мне безоговорочно понравилось в «Дирижере», так это Иерусалим, показанный здесь не как крупный туристический центр, не как святое место для миллионов паломников со всего мира, а как величественный город с тяжелой ношей кровавой земли.
Тут мы видим другое восприятие Лунгиным религии, очень отличное от всего того, что уже наблюдали в картинах режиссера. Видим главного героя перед иконой. На этом церковная атрибутика исчерпана. Зато музыка говорит обо всем. Она – основа фильма. Именно так: сначала Павел Лунгин услышал ораторию митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матвею», потом задумал фильм. Также в интервью он назвал фильм экспериментом, делая упор на соединении языка кино и музыки. Музыка дополняет темп, развитие и даже сюжетные ходы фильма. Хорош Владас Багдонас, сыгравший главную роль. Его герой – как глоток свежего воздуха среди суперменов и циничных мачо. Изумительно выглядят крупные планы его немого лица. Но жизнь все расставляет на свои места, и даже камень бесслезно плачет.
Не возьмусь утверждать, о чем фильм «Дирижер», и что вообще Лунгин хотел сказать всем этим действом. То ли это фильм о неумении ценить жизнь и людей, то ли о невозвратности утраченного, то ли о трагедии людей: о жизни без любви.
«Дирижер» – фильм для думающего зрителя, ценящего тишину больше диалогов.
Но главная его особенность в том, что он удивительным образом сочетает в себе европейскую арт-хаусную манеру с ментальностью славян. Лента в чем-то напомнила работы фон Триера, но при этом осталась близка славянскому менталитету.
Не знаю, понравится вам «Дирижер» или нет, но посмотреть его стоит. После таких работ понимаешь, что российское кино еще может возродиться. Все-таки очень хорошо, что есть такие режиссеры, как Лунгин.
Анна МИУСКОВА