6 июня ушла из жизни Кира Муратова. Ей было 83… Дитя Бессарабии, она окончила филфак МГУ, училась режиссуре во ВГИКе, но второй её родиной стала Одесса. Выдающийся режиссёр и сценарист оставила нам более 20 талантливейших картин, которые она называла своими детьми. У неё снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько… Работы Муратовой не лидировали в кинопрокате и не раз попадали под цензуру; а теперь они кочуют по фестивалям и ретроспективам, их изучают, о них пишут монографии на разных языках. «Я могу умереть или сойти с ума, всё что угодно, а они будут сами по себе. То, что ты сделаешь в кино, то и будет иметь значение», — говорила она…
Короткие встречи и долгие проводы
На Одесской киностудии Кира Муратова начала работать в 1961 году, — снимала фильмы вместе с первым мужем, Александром Муратовым. Первая самостоятельная картина — «Короткие встречи» (1967). В главных ролях снялись Владимир Высоцкий, Нина Русланова и сама Кира Георгиевна. Это история работницы чайной Нади, геолога Максима и его жены, сотрудницы райсовета Валентины Ивановны. Работа постоянно разлучает Валентину Ивановну и Максима. В одной из поездок Максим знакомится с Надей. Позже она приезжает к нему домой…
Высоцкий высоко ценил свою роль в ленте: «Это, пожалуй, самая серьёзная моя работа в кино. В ней то, что я люблю в этой жизни. Люблю этого героя, который с обеспеченного места в управлении ушёл заниматься тем, чем ему положено. Он геолог и пошёл в поисковую партию. Я с ним солидарен. Он тоже по полгода не бывает дома. У него дома неприятности, жена. Они поссорились. А он встречает девушку где-то там, во время своих геологических исканий, и вот такая вот сложная ситуация… В чём-то мне это напоминает нашу актёрскую судьбу».
В то время фильм не поняли. Его показывали лишь в небольших клубах, а Муратову начали подозревать во «внутренней эмиграции». Вновь о «Коротких встречах» вспомнили лишь 20 лет спустя, в 1987-м. В этом же году на большом экране появился фильм «Долгие проводы» — история об отношениях матери с сыном. В год выхода, в 1971-м, фильм запретили, а Муратову заподозрили в сумасшествии. Тогда режиссёр уехала в Ленинград, где встретила будущего мужа — Евгения Голубенко. Он был младше неё на 22 года.
Слепок уходящей эпохи
Официальное признание и награды принёс Муратовой двухсерийный фильм «Астенический синдром» (1989). Первую, чёрно-белую, часть ленты смотрят в кинотеатре герои второй, цветной части. В фильме автор показывает, насколько тонка грань между помешанными и теми, кто считает себя здоровым. Один из главных героев попадает в больницу для душевнобольных с синдромом хронической усталости. Здесь он понимает: те, кто его окружают в обыденной жизни, не отличаются от пациентов психбольницы. Картина получила премию «Ника» как лучший игровой фильм и специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля. Кинокритик Зара Абдулаева назвала его «историческим по своему содержанию» и «слепком эпохи уходящей… и наступающей».
«Увлечения» с Ренатой Литвиновой
Кира Георгиевна нередко приглашала сниматься людей с улицы, говоря, что хочет показать человеку его скрытые возможности, дать шанс быть самим собой. Она не учила актёров играть, а ждала от них естественности.
Особенные отношения связывали режиссёра с актрисой Ренатой Литвиновой. Муратова открыла её как актрису: «Я увидела её, её манеры и сразу поняла: это человек, которого нужно снимать. И когда стала готовиться к съёмкам «Увлечений», решила: надо непременно её задействовать, иначе фильм выйдет слишком светским и поверхностным». Актриса же отзывалась о Муратовой так: «Никогда не жаловалась, не просила, верила, вдохновляла, помогала. Больше всего на свете она любила снимать свои фильмы».
Сюжет «Увлечений» разворачивается в городке на берегу моря. Две девушки увлекаются скачками на ипподроме. В одну из них влюбляется жоккей, а второй, ревнуя, вызывает его на поединок. В ходе работы над фильмом Литвинова преобразила свою бессловесную роль: режиссёр с энтузиазмом вставила написанные ею монологи в картину.
Забавный мир и поцелуй
Фильм «Настройщик» (2004) получил премии «Ника», награды кинофестивалей «Евразия», «Стожары» в разных номинациях, главный приз «Золотая лилия» на V Международном кинофестивале в Висбадене (Германия) «за атмосферу и блестящую игру актёров, погружающую в очаровательный и забавный мир».
Это история настройщика роялей (Георгий Делиев), влюблённого в избалованную любительницу роскоши Лину (Рената Литвинова). Она отвечает взаимностью, и мужчина уже готов предать, украсть и даже убить. В этом фильме Муратова впервые сняла сцену с поцелуем: «Ни разу не видела в кино поцелуя, который бы мне понравился. Вот и решила: дай-ка я попробую сама снять такой поцелуй!».
Нравиться немногим, но всегда
Последний фильм Киры Георгиевны — «Вечное возвращение». После премьеры на Римском кинофестивале в 2012 году режиссёр объявила, что эта картина — последняя в её карьере. Этот фильм не получил наград. Тем не менее критики отмечали, что на фестивале не было фильма, который можно было бы сравнить с «Вечным возвращением» по вдохновенности, оригинальности, поэтичности, юмору.
Её работы принято относить к артхаусу. Она же отозвалась об этом так: «Моцарт — это артхаус? Бетховен — это артхаус? Я тешу себя надеждой, что так же, как вышеперечисленные, буду нравиться небольшому количеству людей, но всегда».
Кредо её творчества — «глубоких фильмов — раз, два и обчёлся. А поверхностных много. Поверхность всем сразу видна, она прилична. Глубокие фильмы обычно таят в себе неприличие, непристойность, нечто пугающее. Любая изнанка, тем более изнанка человеческая — пугает… Это замечательно, конечно, — сделать произведение, которое уведёт тебя в глубину. А потом нужно посмотреть на солнышко и опять жить так, словно ты бессмертен». Её фильмы именно такие. Они уводят зрителя в глубину вещей, явлений, себя…
Zavarnik