Ежегодно государство тратит на закупки около 250 млрд гривен, из которых половина проходит посредством тендеров.
Это реальные, «живые» деньги, которые может получать частный бизнес, участвующий в конкурсных торгах. Но при условии, что все аукционы проходят прозрачно. И заказы получают не «карманные» фирмы, а компании и предприниматели, предлагающие действительно конкурентные условии поставки товаров или предоставления услуг, в которых нуждаются министерства и ведомства. Но в Украине, к сожалению, тендерный механизм был долгие годы искажен.
«Мы участвовали и продолжаем участвовать в тендерах регулярно. Это наш хлеб и львиная доля бизнеса. Заказчики - госпредприятия, от «Укрпочты» до Минобороны. Понятно, с кем приходится соревноваться и на каких условиях. Но, к сожалению, иначе как за «откаты» эта система пока не работает. Хотя и надеемся на перемены к лучшему», - рассказывает руководитель и совладелец компании по переоборудованию спецтехники из Киевской области Владимир Ласточкин (фамилия изменена по просьбе спикера) - http://vkredit-online.ru/.
И только с приходом 2015 года появилась альтернативная система электронных торгов, которая облегчает малому и среднему бизнесу доступ к госзаказам и призвана ликвидировать тендерную коррупцию. Разумеется, так говорят создатели и руководители этого проекта.
До предела
О чем речь? Есть два формата государственных закупок, которые существуют в Украине. Это так называемые допороговые торги, сумма которых по товарам не превышает 200 тыс. грн., по услугам - 1,5 млн. грн. И сверхпороговые, с объемом выше упомянутых сумм. Именно допороговые торги согласно действующему' законодательству' могут проводиться онлайн.
На сегодняшний день единственной платформой, на которой сосредоточены государственные тендеры, является проект ProZorro. Он поддерживается силами волонтеров, международной организации Transparency International и фондом Winsef.
По сути ProZorro - ото единая база данных о закупках. К ней подключены площадки - технические провайдеры, на которых, собственно, и проводятся сами торги. На сегодняшний день участниками ProZorro являются Prom.ua, Smart Tender, Public Bid, E-tender, Newtend и портал «Госзакупки онлайн».
Когда или министерство, или муниципальные власти, или госкомпания выставляет заказ на товары, работы или услуги, он дублируется на всех перечисленных площадках. И независимо от того, к какой из них подключен предприниматель или компания-поставщик, все имеют равный доступ к конкретному тендеру.
Что немаловажно, регистрация на любой из площадок не требует каких-либо взносов или комиссий. Равно как и участие исполнителя в тендерах до 35 тыс. грн. Комиссия лишь взимается в том случае, если тендерное предложение выше этой суммы. Тогда придется заплатить фиксированную сумму 175 грн.
Пришел и закупил
Доя того, чтобы присоединиться к ProZorro и участвовать в торгах, никакие специальные документы и процедуры не нужны. Все предельно просто: с главной страницы сайт ProZorro отправляет потенциального поставщика на регистрацию. Ее нужно проходить на сайте одной из шести упомянутых площадок.
Процесс регистрации относительно универсален: система попросит указать e-mail и контактный номер телефона, имя и фамилию, а также полный адрес предпринимателя/компании.
Помимо этого, нужно будет назвать форму собственности бизнеса, ЕГРПОУ или идентификационный код физлица, название компании.
На финишной прямой пользователя попросят придумать пароль и подтвердить адрес электронной почты. Для этого необходимо перейти по ссылке, которая придет на тот самый указанный при регистрации e-mail.
Поставщик получает в свое распоряжение персональный кабинет, где он может следить за тендерами, аукционами, подавать заявки, документы на участие, выставлять цену и так далее.
За пять шагов
Первый этап - объявление закупки. Тендерное предложение появляется в базе данных ProZorro, и его может увидеть любой из участников, подключенный к этой платформе. Заявка содержит информацию о заказчике и о лоте с указанием кода ГКПУ - Государственного классификатора продукции и услуг. Помимо этого, в тендерном предложении указан бюджет тендера. Это своеобразный ориентир для поставщика, который намерен предлагать свою цену.
После заявки тендер на несколько дней получает статус «уточнение». В течение этого времени поставщик вправе попросить от заказчика необходимую информацию, узнать детали тендера, обратиться с предложениями - уточнить сроки доставки, оплаты. И если выставленные условия не устроят, - поставщик может даже не подаваться на участие в тендере.
На третьем этапе потенциальные исполнители вносят свои предложения, указывая в том числе предлагаемую цену за свой товар или услуги, а также подают требуемые документы. На это отводится от 1-2 до 7-9 дней. Иногда и больше. Все зависит от заказчика. Причем ни имена поставщиков, ни их цены не раскрываются. Финал тендера - аукцион, он длится от 30 до 60 минут. Участники, одобренные заказчиком, конкурируют во время торгов ценой, и поставщик с лучшим ценовым предложением одерживает победу. По итогам проводится так называемая «квалификация», когда открываются имена компаний-участников, и заказчик помимо цены сверяет соответствие поставщика всем требованиям тендера. И при отсутствии претензий подписывает с ним договор.
Цена - всему голова
Один из основных недостатков действующего механизма электронных торгов в том, что к нему подключены еще далеко не все министерства, ведомства, муниципалитеты и госкомпании. Это не обязательное требование. Наибольший объем закупает Киевская горадминистрация, Мининфраструктуры, Министерство топлива и энергетики, Днепропетровская обладминистрация, Министерство образования. Таким образом, в выигрыше остаются в основном столичные компании, а также бизнес с днепропетровской пропиской. Остальным участвовать в тендерах не всегда выгодно. Особенно в случае, когда сумма заказа невелика и поставка товаров или продукции оказывается слишком дорогой. Вызывает вопросы и главный критерий отбора поставщика - по наилучшей цене. «Удельный вес ценового Критерия не может быть ниже 50 процентов. Следовательно, остальные факторы имеют далеко не определяющее значение», - объясняет Екатерина Овсий, руководитель направления сопровождения бизнеса адвокатской компании «GORO legal».
В итоге, у исполнителей и поставщиков развязываются руки для демпинга и манипулирования торгами. «Например, мы в своей практике не раз сталкивались с тем, что победители тендера выставляли такую цену, которая даже не покрывала себестоимость закупки. Отсюда и вопрос, что они поставляли и какого качества?», - делится опытом предприниматель Алексей Добронравов, который участвует в гостендерах уже свыше 10 лет. И хотя участники тендера, несогласные с его результатом, могут подать жалобу (благо, данные о компаниях-конкурентах открыты), решение о рассмотрении петиции принимают представители того же органа, который объявлял тендер.И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, каким будет ответ на претензии со стороны проигравших поставщиков. Не исключают электронные торги и наличие фиктивных участников, которые обеспечивают прикрытие той компании, которая должна одержать победу или потеснить конкурентов. И хотя заказчик проверяет соответствие поставщика требованиям тендера, доподлинно убедиться в качестве его продукции или услуг не всегда возможно. При этом компании, которые смогут выполнить госзаказ действительно в соответствии с требованиями, окажутся за «бортом».
Пускать по приказу
Немало вопросов вызывает платежеспособность заказчиков. Министерства и подконтрольные им структуры получают деньги из бюджета с большим скрипом. Позтому даже в случае победы в тендере поставщик может ждать оплату очень долго. «Зачастую в договоре есть формулировка о том, что заказчик рассчитается по тендеру, если в бюджете предусмотрено лишь наличие бюджетного финансирования. Вряд ли нужно говорить о том, какова судьба таких госзаказов», - предостерегает Алексей Добронравов. Причем даже через суды добиться своего крайне сложно.
И еще более сложно выполнить решение суда, предписавшего рассчитаться с поставщиком. Некоторые компании и вовсе лишены возможности участвовать в электронных торгах. Как в силу объемов бизнеса, так и в связи с законодательными несостыковками. «Закон о госзакупках дает возможность проводить торги предметами медобеспечения специализированным международным организациям. И юристы этих организаций уверены, что они выведены из-под действия закона и на них требования, запрещающие дискриминацию и неравные конкурентные условия, не распространяются», - рассказали в пресс-службе корпорации «Артериум».
Ограничены в доступе к торгам и зарубежные компании, поскольку нерезидент должен иметь лицензии и сертификаты украинского образца, а также подтвердить наличие опыта выполнения аналогичных работ.
«А с этим могут возникнуть проблемы, так как для ведения хозяйственной деятельности зарубежной компании необходимо будет создать украинское предприятие с нуля. Соответственно, никакого опыта у новосозданной компании не будет», - комментирует Екатерина Овсий.
Говорят, что справятся
В Министерстве экономического развития и торговли уверяют, что работа над шлифовкой тендерного законодательства еще не закончена. Например, еще в сентябре Верховная Рада приняла законопроект №2087а, обязывающий участников торгов раскрывать структуру собственности и запрещающий заказчикам требовать от претендентов справки и выписки, которые есть в открытых реестрах. Помимо этого, у участников торгов появилось право получить разъяснение, почему предложение того или иного поставщика отклонено. Но, самое главное, для доступа к тендерам не нужно будет подавать полный пакет документов. Это обязательство коснется лишь победителя. Тем не менее, пока что ни законы, ни нормативные акты не дают ответа на вопрос, каким же все-таки должен быть критерий отбора в тендерах. И это явно не цена. «Остается нерешенной проблема предыдущих долгов, отсутствия бюджетной дисциплины, недоверия к госорганам», - перечисляет председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина. Также не прописана ответственность, порядок действий ProZorro и участников этой системы при возможных манипуляциях как со стороны заказчиков, так и поставщиков.
А ведь без своеобразного «стоп-листа» избавиться от махинаций до конца не удастся. И, конечно же, пока сверх-пороговые закупки тоже не перекочуют в онлайн. Или, как минимум, не будут максимально прозрачными, чтобы минимизировать коррупционную составляющую и дать доступ к крупным заказам реальному, работающему бизнесу.
(dengi.ua)