Украина ищет инвесторов для 45 угольных шахт. Они должны быть подготовлены к приватизации до конца текущего года. Продать эти объекты можно лишь в случае предварительной реструктуризации — закрытия нерентабельных предприятий и выделения прибыльных предприятий в отдельные юридические лица. В противном случае будет трудно найти желающих решать социальные проблемы этих черных дыр украинской экономики, отмечают эксперты.
В пятницу Фонд госимущества (ФГИ) опубликовал приказ N2212, которым внес 45 шахт в перечень подлежащих подготовке к приватизации в 2013 году. В список вошли ПАО "Лисичанскуголь" (четыре шахты) и предприятия, входящие в ГП "Макеевуголь", ГП "Орджоникидзеуголь", ГП "Луганскуголь", ГП "Первомайскуголь", ГП "Донбассантрацит", ГП "Львовуголь", ГП "Волыньуголь".
Еще в апреле Кабмин сообщал, что приватизация шахт начнется не ранее 2015 года. Продажу было решено ускорить из-за их убыточности, говорит источник "Ъ" в Минэнергоугля. По итогам семи месяцев убытки государственных угледобывающих предприятий выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,2%, до 8,39 млрд грн.
Глава профсоюза работников угольной промышленности народный депутат Виктор Турманов (Партия регионов) рассказал, что для разработки условий конкурса по продаже шахт ФГИ совместно с Минэнергоугля создает рабочую группу, в работе которой примут участие профсоюзы. Он подчеркивает, что в условия конкурса должны быть внесены гарантии социальной защиты шахтеров. "В 2012 году мы приняли закон "Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий", в котором четко оговорили, что в случае продажи этих предприятий покупатель должен гарантировать работу, стабильный рост зарплаты и сохранение для шахтеров всех льгот, предусмотренных отраслевым соглашением",— заявил господин Турманов.
Выставлять указанные предприятия на конкурс без предварительной реструктуризации не имеет смысла, потому что вряд ли кто-то захочет покупать цельный имущественный комплекс всех этих шахт, объясняет почетный президент шахты им. Засядько народный депутат Ефим Звягильский. "В некоторых из них, например, необходимо регулярно откачивать воду, укреплять стволы — в это необходимо инвестировать по $10-12 млн ежегодно, что не окупится при нынешних ценах на уголь и в условиях отсутствия спроса",— соглашается старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Впрочем, отдельные шахты и пласты выставляемых на приватизацию угольных предприятий могли бы быть интересны покупателям, отмечает глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин. Впрочем, против расчленения шахт — продажи рентабельных участков и закрытия остальных — выступает профсоюз работников угольной промышленности, говорит Виктор Турманов. "Мы этого не допустим, поскольку в таком случае большую часть шахтеров придется уволить",— заявил он вчера "Ъ".
Дмитрий Чурин отмечает, что сейчас вообще не лучшее время для продажи угольных активов в связи с рекордным снижением цен на него и уменьшением объемов добычи. Он напоминает, что в июле компания Coal Energy S.A. (Люксембург) сократила производство угля на 63,5% по сравнению с июлем 2012 года, а украинская угледобывающая компания Sadovaya Group в июле 2013 года сократила продажи на 77%. Обе компании котируются на Варшавской фондовой бирже, и падение объемов добычи на них является плохим знаком для потенциальных покупателей. Денис Саква отмечает, что прежде чем продавать активы, необходимо снизить себестоимость добычи угля на них. "У "Лисичанскугля", например, себестоимость добычи достигает 2 тыс. грн за т при цене угля на рынке в 700 грн за т, тогда как на аналогичных частных шахтах она колеблется в пределах 400-500 грн за т",— говорит господин Саква.
Впрочем, председатель совета директоров компании Coal Energy Виктор Вишневецкий отмечает, что продать шахты все же можно, но при условии, что государство разработает готовые инвестиционные проекты, осуществление которых позволит получать прибыль от добычи угля. По его словам, именно таким образом поступила Индонезия, где также продавали убыточные шахты. Правительство этой страны не выдвигало инвесторам какие-либо обязательства — напротив, ввело благоприятный для инвестиций налоговый режим и подготовило расчет, каким образом при действующих налогах с учетом конъюнктуры рынка можно окупить инвестиции в угольные предприятия, рассказал господин Вишневецкий.
Коммерсант