Сегодня ожидается подписание меморандума о реверсе газа из Словакии. По сути, речь идет о формальном документе, реализация которого будет зависеть от политической ситуации в Украине. Он предусматривает, что газ на украинский рынок будет поставляться по действующему газопроводу Вояны – Ужгород.
В словацкой компании EUstream, которая является оператором газотранспортной системы, прогнозируют начало поставок по этому маршруту в октябре-ноябре текущего года, а их объем будет достигать 3 млрд куб. м в год. Согласно расчетам консалтинговой компании East European Gas Analysis, это позволит экономить «Нафтогазу» не менее $1 млн в сутки. Но у «Газпрома» есть реальные возможности противостоять реализации таких планов.
Признает это и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. «Фактически участок между Украиной и Словакией виртуально контролирует «Газпром экспорт». И «Газпром экспорт» решает, в каком направлении качается газ: в Европу или в Украину», – пояснил он.
Напомним, в EUstream не исключают строительства дополнительной перемычки, соединяющей ГТС Украины и Словакии, чтобы обойти долгосрочные договоренности с «Газпромом» о резерве мощностей. Но для этого требуют от украинской стороны гарантий ее эксплуатации и потребления газа, чтобы инвестиции, которые готова вложить EUstream (до 20 млн евро), были окупаемыми.
Представитель «Нафтогаза», знакомый с ходом переговоров об организации реверса, рассказал Forbes, что Братислава пошла на подписание меморандума о реверсе при сложившихся обстоятельствах под давлением Еврокомиссии, которая настаивает на выполнении условий Третьего энергопакета – он предусматривает равный доступ третьих сторон к газотранспортным мощностям.
«Сложно прогнозировать, когда будет подписан коммерческий контракт. Во-первых, для словаков важна политическая определенность в Украине. Во-вторых, словаки понимают, что поставки «Газпрома» для Украины в осенне-зимний период с большой вероятностью окажутся более выгодными по цене, чем закупки газа на европейских спотовых площадках. А раньше конца осени словацкий реверс вряд ли начнется», – отметил собеседник Forbes.
Из-за ценовых тенденций на европейских газовых хабах Украина уже останавливала реверс с территории стран ЕС (Польши и Венгрии) в конце прошлого года, когда котировки на спотовых площадках сравнялись, а то и превысили контрактную цену «Газпрома» для «Нафтогаза».
По сути, это был реэкспорт российского газа, пересекшего западную границу Украины по долгосрочным договорам «Газпрома» с европейскими компаниями. В российской монополии против таких схем возражали, считая их фиктивными. В украинской же компании утверждают, что после того как газ пересек границу, они как владельцы могут распоряжаться им по своему усмотрению. Попытки «Нафтогаза» реализовать планы по организации реверса там не одобряют до сих пор. Хотя они могут помочь остановить падение объемов европейского экспорта «Газпрома» и возместить потери от неплатежей по контракту с «Нафтогазом», которые уже превысили $2,2 млрд.
Вообще вопрос реэкспорта российского газа – традиционно один из наиболее спорных в украинско-российских газовых отношениях. Такие операции с объемами топлива, невостребованного на внутреннем рынке при выполнении условий контракта «Газпрома» и «Нафтогаза», раньше позволяли определенным коммерческим структурам получать дополнительные прибыли. А НАК, в свою очередь, зарабатывал на реэкспорте дополнительно $250-500 млн в год, что позволяло ему компенсировать убытки от работы на внутреннем рынке.
Условия о запрете реэкспорта российского газа с территории Украины предусмотрены действующими договоренностями между «Газпромом» и «Нафтогазом», подписанными в 2009 году при участии Владимира Путина и Юлии Тимошенко. По этим же договоренностям стоимость российских газовых поставок для Украины с апреля текущего года составила $485 за 1 тыс. куб. м.
В Киеве настаивают, что эта цена противоречит рыночной ситуации, и хотят пересмотра условий действующего контракта. Но такая идея не находит поддержки у российских властей. Причина неуступчивости связана с ужесточением политического противостояния между Москвой и Киевом, которое произошло после аннексии Крыма Россией. Газовые поставки стали важным элементом геополитического давления, которое стремится оказать Кремль на Украину и Евросоюз.
forbes.ua