Законопроект, утвержденный Кабмином, носит полное название «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».
Свой интерес
В случае принятия данного законопроекта привычный механизм работы фискальных органов, заточенных во время проведения проверок на поиск плановых нарушений, может быть подкорректирован. Ведь в пределах льготного периода предприятия теоретически могут получить выбор: уплатить недостающие налоги полностью, судиться за начисленные штрафы и недоплаты с налоговой или же пойти на налоговый компромисс. Однако, с точки зрения экспертов, мотивы чиновников выглядят двояко. С одной стороны, создается впечатление, что налоговики хотят начать работу с чистого листа, а государство стремится отгородиться от коррупционного прошлого, став на путь цивилизованного общения с бизнесом. Но с другой – таким образом могут быть легализованы ранее одобренные самими фискалами незаконные схемы работы подведомственных компаний.
Эксперты не исключают и злоупотреблений со стороны бизнеса. По мнению юристов, налоговый компромисс бизнес может использовать не только для выхода из тени, но и для обналичивания средств и ухода от налогообложения.
В идеале, налоговый компромисс должен помочь бизнесменам с минимальными потерями перейти от серых схем ведения бизнеса к работе по белому. Андрей Фомичев считает, что компромиссом воспользуются, в первую очередь, бизнесмены, активно применявшие в своей деятельности оптимизацию и являвшиеся клиентами конвертцентров.
Эксперты не исключают и злоупотреблений со стороны бизнеса. По мнению юристов, налоговый компромисс бизнес может использовать не только для выхода из тени, но и для обналичивания средств и ухода от налогообложения. Оформив задним числом хозяйственные правоотношения и обложив их по заниженной ставке, злостные нарушители смогут очистить репутацию и перейти из рядов так называемых ям, транзитеров и выгодополучателей в круг добросовестных плательщиков.
Бюджетные возможности
Как ни парадоксально, простив нарушителям 85% неуплаченных обязательств, налоговики могут улучшить свои показатели. По оценке юриста юридической группы LCF Алексея Прудкого, инициатива поспособствует увеличению поступлений в госбюджет за счет добровольной оплаты доначисленных налоговых обязательств. «Есть два этапа обжалования налоговых уведомлений-решений: в вышестоящем органе ГНС и в административном суде, – уточняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ. – Налоговое обязательство считается несогласованным до вступления в силу решения суда об отказе налогоплательщику в иске относительно отмены налогового уведомления-решения. Соответственно, до этого момента никакие платежи в бюджет от налогоплательщиков не поступают».
В то же время путь от налоговой проверки до вступления в силу решения суда о взыскании задолженности занимает несколько лет. Алексей Прудкой считает, что с помощью налогового компромисса государству удастся минимизировать риски, связанные с затягиванием процесса обжалования налоговых уведомлений-решений. Принятие законопроекта приведет к концентрации налоговиков на текущих делах, разгрузив их от прошлогодних проблем. Для государства инициатива также станет положительной. Ведь начинание будет сигнализировать иностранным инвесторам о новом этапе сотрудничества с бизнесом. Во многих случаях компаниям будет выгоднее заплатить 15%, чем добиваться успеха в залах судебных заседаний.
В идеале, налоговый компромисс должен помочь бизнесменам с минимальными потерями перейти от серых схем ведения бизнеса к работе по белому. Андрей Фомичев считает, что компромиссом воспользуются, в первую очередь, бизнесмены, активно применявшие в своей деятельности оптимизацию и являвшиеся клиентами конвертцентров.
Тайное и явное
К тому же государство получит право произвести документальную налоговую проверку всех крупных налогоплательщиков, которые не воспользуются налоговым компромиссом. Это выглядит несколько двусмысленно, поскольку фактически определяет предприятия, которые не подали уточняющий расчет в течение 60 дней с момента вступления закона в силу, в число подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Также законопроектом предусмотрены проверки при выявлении занижения уточненных обязательств. И не исключено, что любое уточнение расчетов может автоматически повлечь за собой проверку, в том числе по налоговым периодам, не включенным в расчет. Фактически во взаимоотношениях налоговой и бизнеса может появиться своего рода презумпция виновности. Кроме того, проверяющие органы получают дополнительный повод для визитов на предприятия с уточнениями.
Однако самое печальное, что даже в случае принятия данного закона сама система налогообложения в Украине, стимулирующая предприятия искать налоговые дыры и схемы оптимизации, остается прежней. Ведь новой концепции ни Минфин ни Миндоходов не предложили. В таком случае получится, что единоразовый компромисс не станет началом нового этапа взаимоотношений с бизнесом, а лишь даст возможность рассчитаться с претензиями налоговиков за минувший период.
Леонид НИКОЛАЕНКО