Ситуация на востоке Украины жестко ударила по ценообразованию на жилье в регионе. Резко за последние два месяца подешевела недвижимость Донецка. В районах, не подвергшихся бомбежкам, цены упали на 30–50%, а в домах, пострадавших от обстрелов, — вообще до символических сумм: двух-трех тысяч долларов.
Перекупщики скупают сейчас такое жилье с прицелом на будущее, рассчитывая на восстановление украинской власти в регионе. "Они готовы покупать жилье с выбитыми окнами, с обрушенным соседним подъездом, которое позже будет признано аварийным", — рассказал риелтор АН "Стиль-хаус" Андрей Гавриленко.
Владельцы отдают квартиры в разрушенных домах, которые еще несколько месяцев назад оценивались в 30 тыс. у. е., за 2–3 тыс. у. е., а скупщики выкладывают им наличные (госреестр в городе работает, так что сделку можно оформить тут же). Расчет простой: после того как дома со временем будут признаны аварийными, пострадавшим должны предоставить другое жилье. Когда это будет, неизвестно, но этот момент должен настать. Неважно, какими будут те квартиры, но уж точно не в разрушенных домах, а потому наверняка будут стоить более 2–3 тыс. у. е., потраченных сейчас.
Квартиры в неразрушенных домах выезжающие дончане продают несколько дороже руин, но тоже в несколько раз дешевле, чем до военных действий. "Есть предложения по продаже однушек по 10 тысяч долларов. Много желающих скупить по дешевке", — отметила риелтор Дарья Майорова.
Хотя количество дешевых предложений растет, однако они не стали массовыми. Большинство квартир продается не со столь существенной скидкой, хотя и дешевле, чем год назад, — в среднем на 30%.
"Например, двушка в сталинке зимой стоила около 95 тыс. у. е., а сейчас ее готовы отдать за 70 тыс. у. е. А трешку с частичным ремонтом, которая выставлялась за 100 тыс. у. е., — за 76 тыс. у. е.", — рассказывает Майорова. По ее словам, главное отличие от прошлогодних сделок — состояние жилья: оно заметно улучшилось. "Люди, принявшие решение уезжать из города, продают квартиры вместе со всей техникой и мебелью", — говорит она.
При этом основная категория покупателей квартир в "безопасных" районах — жители городов области (Мариуполь, Константиновка, Славянск), чьи дети учились или надеются учиться в донецких вузах.
Зато ажиотажный спрос на аренду в конце лета в Мариуполе привел к тому, что некоторые хозяева подняли цены своей недвижимости на $2–3 тыс., в надежде, что приезжие начнут покупать жилье. Но те не берут даже "статусную". "Есть новострой, двушка за 55 тысяч, на закрытой территории, но дончане ею не заинтересовались", — рассказала риелтор АН "Масштаб" Александра.
В Славянске же, в который после прихода украинских войск также стали активно съезжаться люди из наиболее проблемных регионов Донбасса, арендная плата начала стремительно расти. "Она, конечно, не сравнилась с киевской, но активно к ней приближается: съем однокомнатной квартиры стоит уже не меньше 1200 грн, двухкомнатной — от 3 тыс. грн, трехкомнатной — от 5 тыс. грн", — сообщила риелтор Дарья Майорова.
В Алчевске цены на недвижимость не меняли с прошлого года. Сделок нет уже давно. "Люди просто боятся продавать", — сказала "Вестям" риелтор Татьяна Грибанова. Однокомнатная квартира стоит 5–10 тыс. у. е, двухкомнатная — от 6 до 25 тыс. у. е., трехкомнатная — 8–30 тыс. у. е.
Зато на аренду наблюдается повышенный спрос со стороны луганчан, которые активно переезжают, чтобы переждать тяжелые времена. Но она тоже не дорожает. "Люди входят в положение", — говорит Грибанова. Однушка обходится в 800–1000 грн в месяц, двушка — до 1,3 тыс. грн.
Цены на недвижимость в Макеевке падают не сильно, как в Донецке, но все же двигаются вниз, в среднем на $2–4 тыс. Теперь стоимость однокомнатной квартиры стартует с $10 тыс., двухкомнатной — от $15 тыс. "Сбрасывали цены, когда начали уезжать в августе, но никто все равно не покупает", — объяснила ситуацию риелтор Алена из АН "Архитектор".
По ее словам, было немного сделок по аренде: местные с Черемушек перебирались в центр от бомбежек. Цены на аренду не изменились: однушка стоит 2–2,5 тыс. грн, а двушка — 2,5–3,5 тыс. грн в месяц.
"Около 50 тыс. квартир Донбасса куплено в кредит. И сейчас люди, покинувшие территорию АТО, сталкиваются с требованием банков гасить ипотеку. Мы консультировали семьи и смогли добиться лишь годичных каникул, и то при условии погашения части долга. Люди ищут работу на новом месте, снимают квартиру плюс должны найти 5–7 тыс. грн. При этом неизвестно, в каком состоянии те квартиры", — отметил президент международной федерации недвижимости ФИАБСИ-Украина Александр Бондаренко.
Обозреватель