С 1 сентября тарифы на электроэнергию в Украине для «розничного» потребителя подросли на 25 %, для «оптовиков» — на 5 %. Это один из запланированных этапов подорожания электроэнергии, до весны 2017 года запланированы ещё как минимум три таких «мероприятия». Параллельно будут расти цены и на другие услуги ЖКХ и энергопотребление. Какова причина роста тарифов и что мы получим в результате?
Практически все тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Украине устанавливает Национальная комиссия по регулированию энергетики (НКРЭ). На откуп местным властям отданы только сборы на содержание домов. Комиссию уже успели демонизировать, но есть впечатление, что это и является её главной задачей — принимать на себя весь негатив. Дело в том, что НКРЭ работает на основании данных, предоставленных регионами. То есть наши коммунальщики сообщают Киеву, какой тариф нужен, а там его проверяют и подтверждают. Или корректируют. Но, как правило, незначительно. Таким образом, пространство для коррупции на местах всё равно остаётся обширное. И мера ответственности местной власти за высокие цены значительна.
Ещё одна демонизированная структура — Международный валютный фонд. В верхах и соответственно в СМИ постоянно муссируется тема «МВФ требует повышения тарифов». В основном речь идёт о тарифах на газ — и соответственно тепло и горячее водоснабжение. Иногда МВФ умудряются приплести и к другим услугам ЖКХ. И эта формулировка тоже очень выгодна и региональным властям, и центральным: мол, мы ни причём, вините «американских капиталистов». На самом деле в соглашениях с МВФ — посмотрите хотя бы самое свежее! — Речь о повышении тарифов не идёт. С упорством, достойным уважения, МВФ уже несколько лет тычет нас носом в чёрную дыру в экономике под названием «Нафтогаз Украины», — через неё без каких-либо реальных причин ежегодно утекают миллиарды гривен. Но наше правительство, уже который год вместо реальной реформы и ревизии «Нафтогаза» предлагает наращивать тарифы на газ, тепло и горячую воду.
КОМУ ДОБАВКИ?
Что касается роста тарифов на электроэнергию, то здесь у НКРЭ есть альтернативное объяснение, куда более понятное и логичное. Украинские домохозяйства (то есть простые семьи) платят за электроэнергию всего около трети от экономически обоснованной цены. Разницу компенсируют за счёт промышленных потребителей, которые вынуждены платить намного больше экономически обоснованной цены.
Поэтапное подорожание электроэнергии в основном преследует цель «выравнивания» долей рядовых и коммерческих потребителей. По официальным данным, за счёт весеннего роста тарифов промышленность уже «разгрузилась» как минимум на 6 млрд. грн. в год. (Отметим для себя эту сумму — к ней мы вернёмся чуть позже).
Можно было бы назвать это хорошей новостью для украинского бизнеса, если бы не одно «но»: наибольшую выгоду от этого получат не мелкие частники, не стартапы, а крупные предприятия, которым электроэнергия нужна в огромных объёмах. Любое снижение или стабилизация тарифов для них — лишь очередная добавка к сверхприбылям. А вот мелкому и среднему бизнесу это особой радости не сулит: то, что предприниматели не заплатят, как ФОПы или ООО, они заплатят как рядовые жильцы.
Всё это становится ещё более очевидным, если вспомнить, что большая часть энергетической сферы принадлежит, либо подконтрольна олигархам и крупным финансово-промышленным группам. Экс-мэр Киева Александр Омельченко недавно заявил, что киевские тарифы можно снизить на 20-30 %, если сделать только одно движение: вернуть под контроль громады ТЭС, подстанции, теплосети, которые арендованы или контролируются частными структурами. И можно больше вообще ничего не предпринимать.
ИЛЛЮЗОРНОСТЬ КАК ПРИНЦИП
Ханс-Йозеф Фелл, бывший немецкий парламентарий от «Зелёных» и признанный эксперт в вопросах энергетики, уверен: тариф на энергию из «традиционных» источников иллюзорен, так как не включает всех издержек, которые несут предприятия, «добывая» энергию и доставляя её конечному потребителю.
Таким образом, правительство (или иной регулятор, в нашем случае — НКРЭ) может сколько угодно играться с размером тарифов, популистски их снижая или показательно повышая, — всё равно некая часть себестоимости энергии останется нам неизвестна. Как поставщики покроют эти издержки, не прописанные в тарифах? Уж конечно не из своего кармана! А, например, из центрального или местного бюджета.
Вряд ли какое-либо правительство может открыто согласиться с вышеизложенным. Но косвенные доказательства от нас никто и не скрывает. На днях Арсений Яценюк сделал громкое заявление, что Кабмин смог изыскать около 5,5 млрд. грн., которые будут потрачены в частности на сдерживание тарифов до отопительного сезона.
Понятно, что «до отопительного сезона» означает «до выборов». Но ключевое в этом заявлении то, что 5,5 млрд. грн. для ЖКХ возьмутся никак не из наших кошельков, — из бюджета. Видимо, предполагается, что у осчастливленных этой новостью народных масс не возникнет мысль о своих кошельках как источниках наполнения бюджета. Вспомним и о тех 6 млрд. грн., которые якобы смогли сэкономить в 2015 году на электроэнергии промышленные производители. Возможно, бизнес эти деньги так и не увидел, зато правительство их «изыскало» на предвыборные реляции. Уж очень суммы близки.
БЕГ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Если надеяться на снижение цен на услуги коммунальщиков украинцам не приходится, то, возможно, стоит ожидать улучшения качества этих услуг? Кто откажется переплатить за товар или услугу ради более высокого качества, отсутствия сбоев в поставках или риска для окружающей среды?
Однако в жилищно-коммунальной сфере Украины ничего подобного не происходит. Тарифы устанавливают ровно на отметке «себестоимость + небольшая официальная прибыль + коррупционная составляющая». На модернизацию сетей, энергосберегающие технологии если что-то и закладывается, то чисто символически. Но это, безусловно, лишь вход в замкнутый круг: пока не будет средств, для модернизации и пока не будет самой модернизации, тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут только расти, а качество - только падать.
(по материалам ZAVARNIK)