В Донецком драматическом театре завершился очередной сезон. Завершился постановкой «В джазе только девушки», покорившей сердца многих зрителей Украины. Прощание с публикой получилось веселым и добродушным, без тени грусти или трагизма. Тем не менее любители театра уже вовсю не только делятся впечатлениями о прошедшем сезоне, но и фантазируют о том, что их ждет в следующем. Мы решили узнать об этом у художественного руководителя Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра Натальи Волковой.
Сезон завершен, можно подводить итоги. Все ли задуманное удалось реализовать?
Планировать сезон начинал Марк Матвеевич (Бровун. – Прим. редакции). Тогда художественным руководителем был он. Мне довелось реализовывать его планы и добавлять что-то свое уже по ходу. Насколько сезон удался, лучше спросить у зрителей, потому что объективную оценку смогут дать только они. Но судя по высокой посещаемости театра, по интересу прессы к нашей работе, думаю, что сезон был достаточно успешным.
Мы удачно провели юбилей театра, который совпал с сорока днями с момента смерти Марка Матвеевича. Приехало много гостей, чтобы почтить его память, ближе познакомиться с нашим коллективом. Именно тогда все отметили идущий на малой сцене спектакль «…И превратились в белых журавлей». Директор Национального центра Леся Курбаса доктор искусствоведения Анна Веселовская предложила показать эту постановку в Киеве. Мы приглашением воспользовались, и, как поняли позже, не ошиблись: было много зрителей, представителей СМИ, критиков.
С другим спектаклем – «Тетя Мотя приехала…» по пьесе Миколы Кулиша – мы приняли участие в одном из самых мощных международных театральных фестивалей в Украине – «Мельпомена Таврии», который вот уже 15 лет проходит в Херсоне. В этом году в нем приняли участие представители десяти стран. Херсонские зрители хорошо помнили нас по спектаклям, которые мы привозили раньше, это «За двумя зайцами» и «В джазе только девушки». По словам организаторов, в этом году билеты на нашу постановку были проданы одними из первых.
И все же одну постановку мы так и не увидели. Почему не состоялась премьера заявленного мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда»?
Мы уже начали репетиции, но возникли проблемы с авторскими правами. Нужно было срочно решать, какая постановка станет заменой. Тогда мы вспомнили о замысле, который уже давно хотел осуществить Марк Матвеевич. Это мюзикл «Три мушкетера». Спектакль уже пользуется популярностью у зрителей, и, я надеюсь, у него будет долгая сценическая жизнь. Этот спектакль создавался с огромным положительным зарядом, желанием, чтобы все получилось, каждый участник был готов работать на единый результат. И зрители это чувствуют.
«Мушкетеры» действительно успели полюбиться зрителю. Но всегда хочется еще и еще. Каких постановок стоит ожидать в следующем сезоне?
Уже в конце сезона художественный совет принял в репертуар две постановки. На большой сцене – спектакль «Умри – и я женюсь!» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». С одной стороны, в нем сильная комедийная составляющая, с другой – он очень трогательный. Этот материал заставит задуматься о жизненных ценностях, поможет расставить приоритеты. На малой сцене поставлена очень современная и актуальная пьеса финского драматурга Микки Мюллюахо «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва». Этот спектакль будет идти с пометкой «Для зрителей старше 16 лет». Автор, а за ним и режиссер (главный балетмейстер театра Василий Маслий) с художником (Андрей Романченко) предлагают очень откровенно, но с хорошей долей иронии поговорить о темах, которые, как ни странно, все чаще и чаще беспокоят современных мужчин 30-40 лет. И даже не знаю, кому спектакль будет интереснее – мужчинам или все-таки женщинам. Выдам один секрет: некоторые моменты сценографии и костюмов могут поначалу смутить, но они очень точно помогают раскрыть замысел режиссера.
Предполагается ли в следующем сезоне пополнение труппы молодыми актерами?
В минувшем сезоне уже произошло пополнение труппы. Мы взяли трех молодых людей, выпускников Днепропетровского театрального колледжа: Анну Летучую, Андрея Афанасьева и Максима Шерстюка. Уже в первом спектакле нового сезона, а открывать мы его будем премьерой «Умри – и я женюсь!», зрители смогут с ними познакомиться. Думаю, мы не ошиблись. Это одаренные, желающие работать и как можно чаще выходить на сцену артисты. Когда видишь настолько неравнодушных к театральному искусству людей, хочется платить им тем же.
Вы давно в театре. Как, на ваш взгляд, меняется зритель?
Я не могу сказать, что он меняется радикально. Вряд ли что-то существенно изменится через 50 или 100 лет. Жизнь театра измеряется даже не веками, а тысячелетиями. В разные времена театру навязывали разные функции – от простого развлечения толпы до кафедры просвещения. Но все это время люди приходили сюда всего лишь за двумя сильными эмоциями – спектакль вызывает или смех, или слезы. Именно через эти эмоции и можно разобраться в себе, познать жизнь. Мы стараемся делать спектакли, которые дают зрителям возможность сопереживать. И это самое главное.
Раньше вы практиковали гастроли по городам области, а теперь приглашаете зрителей приезжать к вам. С чем это связано?
Традиционно наш театр много работает на площадках области. Но, к сожалению, показ таких выездных спектаклей все чаще и чаще становится убыточным. И если в большой город мы еще можем выехать и показать полноценный спектакль, то как быть, если это село с маленьким клубом в плохом состоянии? Туда мы можем вывезти лишь маленькую сказку на 3-4 действующих лица. Это не совсем правильно – эти зрители тоже имеют право смотреть и наши масштабные массовые постановки. Поэтому было принято решение предложить жителям области приезжать к нам. Такие спектакли мы ставим в дневное время, и ценовая политика для зрителей из области у нас лояльная, ведь кроме билета в театр им нужно потратиться и на проезд. Кроме того, спектакль проходит на родной площадке, что положительно сказывается на его качестве. Мы провели два таких спектакля и поняли, что для людей – это настоящий театральный праздник. Поэтому будем продолжать подобную практику. Мы идем навстречу зрителю, и, думаю, он ответит нам взаимностью.