Летом, когда политическая жизнь в Украине практически замирает, тем самым создавая определенный вакуум в отечественном информационном пространстве, общество, заскучавшее без новостей о новых законопроектах и кровавых баталиях в парламенте, с подачи СМИ возвращается к обсуждению так называемых вечных тем, вроде той же темы о государственном языке. Однако в этом году одним из наиболее обсуждаемых стал вопрос о необходимости формирования в стране общественного телевидения.
Этот вопрос на разных уровнях, вплоть до Верховной Рады, обсуждается еще с середины девяностых годов, но, как это часто бывает, без особых результатов. В свое время парламент даже принял соответствующий закон, о существовании которого сегодня помнят разве что старожилы от журналистики. Со временем общество потеряло к теме интерес, и, кроме тех же СМИ, до недавних пор об общественном телевидении никто не вспоминал. Но тут наше правительство наконец определилось с вектором развития и устремилось в Европу, с ее свободами и демократией. В связи с этим почти забытая тема вновь приобрела актуальность.
Тема ожила
И, как говорится, процесс пошел. Сначала 11 июня группа отечественных журналистов презентовала свой проект общественного телевидения, а уже в следующем месяце Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №1076 «Об общественном телевидении и радиовещании Украины».
Инициаторы законопроекта предлагают создать Национальную общественную телерадиокомпанию и на протяжении четырех лет финансировать ее из государственного бюджета, не вмешиваясь при этом в редакционную политику.
Возможно, я выскажу крамольную мысль, но шумиха вокруг общественного телевидения напоминает старинную украинскую забаву под названием «найди цветущий папоротник в ночь на Ивана Купала», в том смысле, что никто не знает, как это телевидение выглядит и для чего нужно, но все самозабвенно убеждают нас в его необходимости.
В понимании среднестатистического украинца общественное телевидение ни от кого в финансовом плане не зависит и поэтому имеет возможность нести в массы правду. При этом не совсем ясно, откуда у такого телевидения возьмутся средства на аренду помещения, закупку оборудования, оплату журналистского труда и на прочие насущные расходы, которых у телеканала, поверьте, немало. Если брать за основу практику стран Западной Европы, на которые мы с переменным успехом стараемся равняться, то выясняется, что общественное телевидение у нас давно имеется.
А тем временем…
Тут нужно объяснить, что общественное телевидение должно финансироваться обществом, для которого и работает. В той же Европе руководство общественного телеканала получает народные деньги из государственного бюджета, из этих самых народных денег состоящего. Ну и реклама, само собой, тоже приносит доход. В Украине по этой же схеме работают коммунальные СМИ, которые, по необъяснимым причинам, общественными не считаются.
Но люди, принадлежащие к категории «сколько свободы ни дай, все мало», в один голос с энтузиастами общественного телевидения из числа журналистов заявляют: «Коммунальные СМИ являются провластными, а частные принадлежат бизнесу, поэтому правды от них ждать бессмысленно». Мнение это весьма спорное, но, как и любое другое, имеет право на существование.
На какие же средства собирается жить редакционный состав первого в Украине общественного телевидения? Как ни странно, за счет грантов от международных организаций и посильной помощи граждан.
Со вторыми все и так ясно. О том, как наши люди умеют поддержать рублем, лучше всего спросить у постепенно разоряющейся из-за информационного пиратства армии правообладателей. Не любят украинцы платить за то, что можно получить бесплатно.
Что касается авторитетных международных организаций, которые, если верить энтузиастам, выстраиваются в очередь, чтобы как можно быстрее выдать деньги на создание независимых СМИ для украинских граждан, здесь все обстоит несколько сложнее. Не секрет, что иностранные фонды чаще всего выделяют деньги вовсе не за красивые глаза, но за продвижение в народные массы определенных идей.
Не знаем, чего хотим
Ну и, конечно же, заявления о том, что объективности в отечественных СМИ днем с огнем не сыскать, совсем уж далеки от истины. Судите сами: если вдруг выяснится, что сын высокопоставленного чиновника или представителя крупного бизнеса, будучи мертвецки пьяным, сел за руль дорогостоящего автомобиля и сбил человека, неужели журналисты не расскажут об этом? Конечно расскажут! Причем это малоприятное событие с большой вероятностью станет темой дня. Так где же тут замалчивание фактов?
Но даже если абстрагироваться от того, что коммунальные СМИ по сути своей и являются общественными, а предлагаемые энтузиастами проекты ничем, собственно, от уже имеющихся телеканалов не отличаются (помимо клятвенных обещаний в том, что «здесь все будет по-честному»), такое явление, как общественная, или гражданская, журналистика уже достаточно давно и успешно существует в Интернете. К примеру, столичные журналисты организовали интернет-ресурс «Гром TV» и называют его общественным интернет-телевидением, финансирующимся за счет пожертвований от граждан и организаций. Правда, тамошние видеосюжеты не слишком отличаются от сюжетов на телевизионных каналах.
Другой путь
Так вышло, что в минувшие выходные я временно лишился доступа к Интернету и был вынужден развлекать себя просмотром телевизионных передач.
Переключая каналы, я пришел к выводу, что общественное телевидение, существующее исключительно на пожертвования граждан, в Украине возможно, но с небольшими оговорками. Во-первых, это телевидение должно быть кабельным (считай – платным), а во-вторых, оно должно предлагать зрителю уникальный контент, причем не столько новостного, сколько развлекательного характера. Так почему бы не пойти по дорожке, проторенной американским кабельным телевидением? Существуют такие каналы за счет абонентской платы и высокой стоимости рекламного времени, а приток клиентов им обеспечивает уникальная продукция, ознакомиться с которой можно лишь оплатив подключение к каналу. При этом они, по сути, ни от кого финансово не зависят. Отсюда и доверие граждан к новостям.
Но по этому пути, скорее всего, в Украине никто не пойдет, ведь сторонники общественного телевидения, судя по всему, не до конца понимают, что телеканал – это не только новости, пусть даже самые объективные.
Ситуация складывается странная. С одной стороны, то, чего хотим, давно есть, причем в нескольких вариантах, но нас оно решительно не устраивает. С другой – совершенно не понимаем, что нужно сделать для того, чтобы получилось так, как хочется. Остается лишь надеяться на то, что общество наконец определится со своими чаяниями.
Комментарий
Заместитель главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко:
«В этом вопросе я являюсь большим скептиком. Пока мы обсуждаем то, каким должно быть общественное телевидение в Украине, в других странах, имеющих больший опыт демократического устройства, чем мы, общественное телевидение и радиовещание приходят в упадок. И этому есть простое объяснение: при столь огромном выборе различных средств массовой информации нужда в общественном телевидении практически равна нулю.
С другой стороны, я не могу сказать, что оно совсем не нужно. Общественное телевидение имеет своих зрителей, которые найдутся и в Украине. Но по рейтингам украинское общественное телевидение всегда будет проигрывать таким каналам, как «Интер» и ТРК «Украина».
Более того, мы видим, что в обществе, даже у экспертов, не сложилось единого мнения по поводу того, кто должен платить. На мой взгляд, платить должно общество. Причем не из бюджета, а посредством абонентской платы. Но общество желанием платить не горит и в большинстве к общественному телевидению равнодушно.
Второй аспект заключается в том, каким образом должен формироваться наблюдательный совет. Позиция Кабинета министров Украины и моих коллег-однопартийцев заключается в том, что он должен формироваться из представителей общественных организаций различной направленности. Что касается взглядов наших коллег-оппозиционеров, они несколько странные. Предлагается создавать наблюдательный совет из политиков и чиновников, что противоречит сути общественного телевидения.
Только получив однозначный ответ на два этих вопроса, мы сможем сформировать общественное телевидение. Но, как эксперт, могу сказать, что в его успешность и рейтинговость я не верю.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ