За счет государства
Оказывается, прибегнуть к передовым технологиям бесплодные пары могут и за государственный счет.
– Суррогатное материнство – это одна из репродуктивных технологий, применяемых в Донецком региональном центре охраны материнства и детства.
Только необходимо сразу оговориться, что делают это лишь в рамках государственной программы. А это означает, что согласно существующим приказам Министерства здравоохранения суррогатной матерью может стать только близкая родственница: мать или сестра. Показанием для участия в программе могут стать такие проблемы со здоровьем у женщины, когда она не может самостоятельно выносить ребенка. В нашей практике был лишь один случай, когда женщина попала в государственную программу. Тогда суррогатной матерью стала ее мать, – рассказывает начальник отдела лечебно-профилактической помощи детям и матерям департамента здравоохранения Донецкой областной государственной администрации Наталья Филиппова.
Если же проблемы со здоровьем не столь серьезные и женщина самостоятельно может выносить ребенка, но не получается забеременеть, то такие пары могут участвовать в государственной программе, по которой экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) проведут бесплатно.
ЭКО – метод лечения бесплодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма женщины.
– В государственную программу попадают женщины с так называемым «трубным фактором». Если существует такая проблема со здоровьем, то это, как правило, свидетельствует о хронических воспалительных процессах. И если не удалить маточные трубы, то после экстракорпорального оплодотворения велик риск, что процедура не удастся. Поэтому, чтобы стать участницей программы, маточные трубы удаляют. После обследований документы направляются в комиссию Министерства здравоохранения, которая и утверждает участниц госпрограммы. Хочу отметить, что ежегодно в Донецкой области более 200 женщин проходят эту процедуру за государственный счет. Беременность наступает у 42,8% женщин и у 37% рождаются дети, – продолжает Наталья Георгиевна.
Государство оплачивает лишь одну попытку, правда, в областном департаменте здравоохранения говорят, что подать документы повторно можно через несколько лет. Но, как показывает практика, нередко пары продолжают попытки, но уже за свой счет.
Дорогое удовольствие
В Донецке есть несколько частных клиник, которые применяют такую репродуктивную технологию, как суррогатное материнство. Правда, в самих центрах на эту тему предпочитают не говорить.
Возможно, одна из причин нежелания поднимать эту тему кроется в том, что суррогатное материнство очень плохо регулируется законами в Украине. Несмотря на то что суррогатное материнство является одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Украине, но законодательной базы, которая бы регламентировала суррогатное материнство, нет.
– Есть только приказы Министерства здравоохранения, регламентирующие вспомогательные репродуктивные технологии. Упоминается это понятие и в Семейном кодексе. Но проработанного механизма на сегодняшний день нет. Частные центры перед нами не отчитываются, а проверять их работу мы не имеем права. Такими полномочиями наделено только Министерство здравоохранения, или же департамент может проверить по поручению Минздрава, – отмечает Наталья Филиппова.
Правда, более откровенными оказались другие участники процесса – посредники. В Украине работают агентства, которые помогают бесплодным парам найти суррогатную маму, а женщинам, решившимся на такой способ заработка, – клиентов, готовых оплатить их услуги.
По словам Елены (имя изменено. – Прим. автора), чаще к их услугам прибегают жители России и стран Европейского союза. – В Украине тоже есть такие семьи, но их меньше, чем иностранцев, – рассказывает она.
Причин тут несколько. Ведь далеко не каждая супружеская пара может прийти к такому решению – это нелегко с психологической точки зрения. Во-вторых, услуги суррогатных мам не каждая пара может себе позволить.
– Если говорить о возрасте потенциальных суррогатных матерей, то ими могут быть женщины от 20 до 35 лет, – подчеркивает Елена. – Но из личного опыта могу сказать, что предпочитаю работать с женщинами не моложе 23 лет. Тогда уже женщина идет на это более осознанно и риск возникновения расторжения сделки намного ниже. Требований, которые предъявляют пары, немало, но среди основных – отличное здоровье, отсутствие вредных привычек, резус-фактор крови (в большинстве случаев отдают предпочтение положительному). А вот наличие мужа и ребенка – это каждая пара определяет сама. Бывают такие, кто хочет, чтобы суррогатная мать была замужем, а некоторые, наоборот, предпочитают, чтобы женщина была свободна и на период беременности и родов переехала к ним жить.
Перед процедурой оплодотворения и отбором женщина проходит медосмотр, с помощью которого врачи могут установить, нет ли у потенциальной матери противопоказаний к вынашиванию беременности, здоровы ли у нее печень, почки и сердце.
Удовольствие это не из дешевых. Но те, кто хочет иметь ребенка, готовы идти на любые траты.
– Минимальная сумма, которую придется отдать, – это 30 тысяч долларов. Но, как правило, уходит не меньше 40-60 тысяч. Услуги суррогатной мамы стоят от 10 до 30 тысяч долларов. Минимальную сумму дают тем, кто участвует в этом впервые. Для большинства пар это последняя возможность иметь собственного ребенка и ради этого они продают квартиры, берут кредиты, – продолжает женщина.
Суррогатное материнство – удовольствие не из дешевых. Минимальная сумма, которую придется отдать, – это 30 тысяч долларов. Но, как правило, уходит не меньше 40-60 тысяч. Услуги суррогатной мамы стоят от 10 до 30 тысяч долларов.
Услуги агентства обойдутся от 2 до 4 тысяч долларов. – Нередко пары прибегают к услугам посредников, так как боятся быть обманутыми, – отмечает Елена.
В подтверждение слов посредницы нам даже удалось найти на одном из сайтов черный список суррогатных мам.
– В моей практике, к счастью, не было проблемных ситуаций, когда или пара отказывалась от ребенка, либо суррогатная мать не отдавала ребенка клиентам. Но знаю, что такие случаи встречаются. Несмотря на то что договор мы составляем, но юридическую силу он имеет лишь условную, поэтому в данной ситуации рискуют обе стороны, – уточняет посредник.
Вполне очевидно, что Украине необходима законодательная база, которая помогла бы урегулировать возможные спорные моменты, и тогда современные технологии перестали бы быть полулегальным бизнесом.
Ира ПЕТРОВА